Интервью заместителя министра иностранных дел Т. Яннициса
— Греции выпало быть на посту председателя ЕС в сложный период. Что было особенно непростым в эти 6 месяцев?
— Греция как страна, председательствующая в ЕС, и Союз в целом приняли на себя бремя иракского кризиса — кризиса, не имеющего прецедентов. Позиции расходились, общественное мнение Европы выражало свой протест, отношения ЕС с США вступили в трудную фазу. Нужно было создать такие условия, чтобы одновременно предотвратить как раскол внутри Евросоюза, так и трещину в отношениях ЕС — США. Европейскому Совету пришлось взять на себя политические функции и дать сигнал Европе, арабскому и мусульманскому миру, что должны быть соблюдены границы международных отношений, выразителем которых является ООН.
Иракский кризис был чрезвычайно сложен, так как не существовало никакого прецедента, который подсказал бы пути выхода, и нам, как стране-председателю, пришлось приложить огромные усилия, сопряженные с высоким риском, причем в самых разных направлениях. Нужно было соблюсти запланированную повестку встречи в верхах в условиях войны в Ираке, обеспечив успех саммита и избежав провала.
— Прошедшее в Афинах подписание договора о вступлении в ЕС 10 стран стало исторической вехой. Заканчивается ли на этом процесс расширения?
— Расширение завершится не просто какими-либо формальными процедурами, а достижением своих действительных целей — усилением Европейского Союза в экономическом и политическом аспектах, укреплением новых стран-участниц в процессе неуклонного экономического роста и улучшением их благосостояния, социальных институтов, демократии, искоренением проблемных явлений в структуре государства, органов власти и их функционирования. А также упрочением чувства защищенности — общего ощущения того, что Евросоюз отвечает ожиданиям как старых, так и новых участников и достоин их.
— Сейчас все более отчетливо вырисовывается концепция разноскоростной интеграции в рамках единого ЕС. Как относится Греция к этой идее?
— Различные скорости в достижении целей проявляются как в самом Европейском Союзе, ныне состоящем из 15 стран, так и среди 10 новых членов, и, конечно, не перестанут существовать и впредь. Важно, чтобы различия в скоростях не проявлялись на институциональном уровне. По этому вопросу Греция заняла четкую позицию. Она состоит в том, что Европейский Союз должен сохранить и укрепить те политические параметры, которые ведут к сближению, а не к расхождению скоростей интеграции. Само существование ЕС имеет смысл настолько, насколько оно придает государствам-участникам политический вес и приносит пользу, насколько они сами становятся сильнее. Поэтому консолидация его членов — ключевой элемент для достижения этой цели, на которой в конечном итоге основывается вся логика создания европейского полюса благоденствия и силы.
— Какими вам видятся перспективы решения одной из самых застарелых международных проблем — достижения справедливого урегулирования на Кипре? Каковы, с точки зрения Греции, перспективы вхождения единого Кипра в ЕС?
— Очевидно, что от политической воли турко-кипрской и турецкой сторон зависит, будет ли найдено решение на основе плана Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Если будет осознан тот факт, что решение кипрской проблемы отвечает как глубочайшим интересам турко-кипрской общины, так и стратегическим интересам самой Турции, то решение будет достижимо. Мы сейчас подошли к возможности разрешения ближе, чем когда-либо. ЕС, США и ООН поддерживают этот процесс. Было бы непростительно упустить такую возможность, и я полагаю, что сама действительность настоятельно требует движения в этом направлении. Однако без политической воли тех, кто по сей день занимал негативную позицию, разрешение кипрской проблемы не станет реальностью.
— Скажите несколько слов о перспективах дальнейшего развития Барселонского процесса.
— Барселонский процесс представляет собой инструмент для продвижения к целям — ключевым, как для отношений между участвующими в нем странами, не входящими в ЕС, так и для отношений между Европейским Союзом и странами Средиземноморья. Важнейшими вопросами, на которые должно быть обращено всеобщее внимание, я считаю безопасность, мир, доверие и демократию на основе политического диалога. Расширение ЕС создает новую реальность, и отношения расширенного Союза со средиземноморскими странами приобретают новое измерение. Важную роль в этом направлении имеет межкультурный диалог. В этой сфере решения, принятые в Валенсии об учреждении Европейско-Средиземноморского фонда культуры, должны претвориться в жизнь с решением вопросов о его местонахождении и финансировании, которые до сих пор не определены. С экономической точки зрения, формирование зоны свободной торговли должно быть нацелено на создание условий для оживления процессов развития в средиземноморском пространстве. В этой связи особое значение приобретает продвижение процесса по созданию зоны свободной торговли в Средиземноморье, также известного под названием Агадирского. После своей реализации он создаст в регионе притягательный рынок, способный привлечь значительные инвестиции.
В целом Барселонский процесс представляет собой важный элемент политики Европейского Союза, который приобретает особое значение в нынешних условиях.
(Опубликовано в журнале «Европа»)