На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

28.03.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№9 Летний номер 2003 года
ГРЕКИ В РОССИИ 
 
Панэллинские легенды

 

Издательством «Терра-Спорт» выпущена незаурядная книга Бориса Базунова «Боги стадионов Эллады». Незаурядная для самого издательства, автора да и всей спортивной литературы. И в этом нет никакого преувеличения: ничего подобного в отечественной спортивно-исторической беллетристике еще не бывало.

Погибая, цивилизация древних греков оставила человечеству неоценимое наследство — Олимпийские и другие атлетические игры. Однако многое ли, в сущности, известно о праздниках-состязаниях эллинской античности? Историки и филологи, страноведы и знатоки искусства, исследователи религий и философских школ утверждают: древние оставили потомкам немало свидетельств о себе — устных и письменных, выбитых на камне и отлитых в бронзе, запечатленных в обычаях и традициях.

Праздничные состязания проводились повсюду, где жили эллины и где утвердились их язык и законы: в материковой Греции, на островах и побережьях морей — на Крите и Сицилии, в Эфесе и Александрии, Пергаме и Византии. Даже в дальних колониях, скажем, в черноморском Херсонесе, седые камни которого покоятся поблизости от нынешнего Севастополя, напоминая о выходцах с моря Ионийского. И таких мест, куда стекались атлеты и паломники, в классическую эпоху можно насчитать до сорока.

Но лишь пять из них почитались как самые пышные и значительные — в Олимпии, Дельфах, Немее, Коринфе и Афинах. И когда в какой-либо город Эллады прибывал оттуда запыленный дорогой глашатай, приглашавший всех желающих прибыть на праздник, его встречали как Гермеса — священного вестника богов. Потому что с незапамятных времен атлетические состязания совершались подле главных святилищ эллинов. И только эти игры, посвященные главным из двенадцати богов-олимпийцев, назывались Панэллинскими — общегреческими.

Древнейшие из игр эллинов —Олимпийские. О них нам известна исходная дата — 776 год до нашей эры. Кстати, первая твердая дата в греческой истории. Они проводились на западном склоне Пелопоннеса — на землях элейцев, в среднем течении реки Алфей, где в роще Альтис располагалось святилище Зевса. Раз в четыре года в пору летнего солнцестояния, во всех землях, где звучала эллинская речь, объявлялось священное перемирие: войны прекращались и в Олимпию стекались толпы народа, дабы участвовать в состязаниях или поглядеть на них. И только там, пожалуй, эллины чувствовали себя не афинянами или спартанцами, а сыновьями единого народа.

Шестое столетие до нашей эры принесло славу и блеск играм в Олимпии. Тогда же союз эллинских городов учредил (или возобновил) Пифийские игры в честь Аполлона. Сначала музыкальные, а затем и атлетические состязания на склонах Парнаса проходили под присмотром жрецов Дельфийского храма — тех самых, которые составляли знаменитые оракулы. В том же благословенном шестом веке впервые состоялись (или были возобновлены) Истмийские игры близ Коринфа в честь Посейдона. А позже и посвященные Зевсу Немейские игры у города Немея на Пелопоннесе. Самыми молодыми из Панэллинских игр были те, что справляли афиняне, называя их Панафинейскими. Большинство их участников были уроженцами Аттики. Каждая из общин этой области средней Эллады выставляла две дюжины мужей, отличавшихся здоровьем, статностью и умелостью, претендующих на награду за «прекрасную мужественность». Однако и иноземцев встречали гостеприимно.

Эти игры составляли свой цикл — periodos. И величайшей мечтой всякого атлета было стяжать победы на каждых из них. Победивший в течение четырехлетия в одном из видов состязаний на всех Панэллинских встречах получал звание, почетнейшее из всех, — «периодоник». Каждый из Панэллинских праздников был по-своему прекрасен. Олимпия собирала лучших атлетов. И Александр Македонский не зря считал ее всегреческой столицей. Олимпийские игры отражали, словно зеркало, процветание или упадок Эллады. Дельфийские игры поражали конкурсами музыкантов, танцоров, художников. И то были скорее общенациональные фестивали культуры, нежели атлетические игры. Празднества в Коринфе отличались бегом с факелами. А афиняне, помимо тех же факельных эстафет, устраивали состязания на триерах, необычные конные игры и бесподобные шествия к богине-хранительнице в Парфеноне.

И кого только не видели Па-нэллинские игры! Жаждущих славы, выгоды и зрелищ — купцов и ораторов, поэтов и философов, художников и дипломатов, царей и полководцев. Дочь спартанского царя Архидама Киниска отправилась в Олимпию, чтобы бросить вызов лучшим возницам Эллады, и стала первой, как уверяет Пав-саний в «Описании Эллады», женщиной, одержавшей Панэллинскую победу, правя четверкой лошадей. Ученик Сократа Аристокл, получивший впоследствии прозвище Платон, в юношеском возрасте участвовал, как свидетельствуют его современники, в Пифийских играх и даже побывал в Олимпии в 360 году до нашей эры как желанный гость. Филиппу II Македонскому привозили оливковые венки из Олимпии, где его кони и возницы побеждали на ипподроме. Нерон Клавдий — цезарь и римский император — за 14 лет правления прославил себя не только войнами и знаменитым римским пожаром, но также артистическими и конными «триумфами» в Олимпии. Кулачный боец Вараздат после олимпийской победы был провозглашен царем Армении.

В праздничных состязаниях, этих кипящих котлах общеэллинской жизни, рождалась слава атлетов. Бегун Леонид с Родоса, кулачные бойцы Милон из Кротона и Диагор с Родоса возвысили эллинскую мечту и патриотический дух Эллады. И они стали легендой, пережившей века. Даже саму гибель Панэллинских игр.

Об этой седой старине и повествует книга, великолепным оформлением обязанная Александру Литвиненко, старейшине цеха спортивных книжных художников.

Творческая удача молодого издательства «Терра-Спорт» состоит также, если можно так сказать, в многоадресности книги. Ведь «Боги стадионов Эллады» — не только беспрецедентно полный экскурс в историю пяти известнейших игр эллинов. И не только альбом с иллюстрациями шедевров эллинского искусства. Это еще историко-географический путеводитель по античной Греции с ее нынешними заповедными территориями и музеями. Это еще и филателистический каталог, вобравший в себя все марочное богатство Эллады, представляющее ее богов, героев и атлетов.

Право, стоит заглянуть в даль минувших времен, откуда доносится эхо празднеств в Олимпии, Дельфах, Коринфе, Немее и Афинах. Ведь грядет Олимпиада 2004 года, которая возвращается на свою родину.

С. ЧЕРНОB

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА