I. Вступление
1. Замысел председательствующей Греции:
«Нас объединяет будущее как общность ценностей».
Наша идея отражает цель, заключающуюся в продвижении общности ценностей: сообщества, которое признает право гражданина на безопасность, демократию и лучшее качество жизни; которое создаст институты, способные гарантировать участие и равенство; и которое даст европейскому гражданину возможность почувствовать, что его или ее голос услышан, что он или она живет в новой единой семье — Нашей Европе.
Наша Европа будущего принадлежит всем европейским народам без каких-либо исключений. Каждый принимает участие в таком будущем. Расширение ЕС еще быстрее приближает нас к этой цели. Наша Европа приветствует новые государства, уверенная, что достигнуты новые синтез и динамизм — тот вид динамизма, который эти страны продемонстрировали во время своего быстрого социального, политического и экономического переходного периода. Именно мы все должны превратить процесс расширения в катализатор для ускорения европейской интеграции, в силу, которая обеспечит Европе возможность дать ответ на вызовы новой эры в международных делах.
2. Пять главных приоритетов
Самое великое расширение в истории ЕС, расширение, которое устранит искусственное разделение Европы и объединит общества и экономики, действовавшие в течение десятилетий в совершенно различных системах, это расширение представляет собой вызов, который не исчезнет с завершением переговоров, хотя решение о вступлении уже было принято. Председательствующая Греция сделает все возможное, чтобы выдержать график и облегчить постепенную интеграцию новых государств-членов в процесс функционирования Сообщества.
Дальнейшая реализация Лиссабонской Стратегии и проведение Весеннего саммита ЕС в 2003 году будут осуществляться в новой политической и экономической обстановке, что поставит как крупные задачи, так и создаст новые возможности. Политическая и экономическая неопределенность в том, что касается экономического роста и стабильности в Европе и мире, будет уравновешиваться европейской валютой, которая доказала, что является одной из самых твердых в мире, а также перспективой дальнейшего расширения ЕС. В рамках такого контекста должно быть ясно, что мы полны решимости достичь цели — превратить европейскую экономику в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику, основанную на знаниях и способную обеспечить устойчивый рост с большим числом рабочих мест лучшего качества и более мощной социальной сплоченностью. Это, однако, потребует осуществления серьезных реформ, которые смогли бы привести к более быстрому росту, занятости, процветанию и улучшенному качеству жизни.
Аспект политики Европейского союза по вопросам иммиграции, убежищ и охраны внешних границ — один из наиболее важных среди приоритетов председательствующей Греции. Политика ЕС в этой сфере до сих пор не соответствовала масштабу, который приняла иммиграция. Функционирование единого рынка, включающее свободное передвижение рабочей силы, означает, что мы несем общую ответственность. В Севилье мы приняли решения, которые должны быть реализованы до сессии Европейского совета в Салониках. По вышеуказанным вопросам, связанным с нелегальной иммиграцией, совместным управлением границами и предоставлением убежища, наш подход должен быть более глобальным, распространяясь на вопросы социально-экономической интеграции иммигрантов. Председательствующая Греция предпримет конкретные инициативы для того, чтобы достичь общих целей, а также реализует комплекс единообразных мероприятий, обеспечивающий сбалансированное и долгосрочное решение иммиграционной проблемы.
На сессии Европейского совета в Салониках мы планируем провести первые детальные дебаты по вопросу о Будущем Европы, основанные на предложениях Европейского Конвента. Вопросы, которые были затронуты на саммите ЕС в Лакене, касаются как будущего отдельных европейских институтов, так и будущего политики расширенного Евросоюза. На этой основе дискуссия должна отражать степень достигнутого консенсуса и пункты, на которых должна сфокусировать свое внимание Межправительственная конференция, когда она будет созвана во время председательствования Италии в ЕС.
В сфере внешней политики председательствующая Греция будет концентрировать свои усилия на регионах, находящихся в непосредственной близости, не забывая, естественно, об обязательствах ЕС в отношении других районов мира. Балканы, район Средиземноморья и Ближнего Востока, Россия и страны Черного моря требуют нашего постоянного внимания в интересах сохранения мира и демократии. Они предоставляют в то же время большие возможности для взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере. Разрешение иракского кризиса является особой задачей с точки зрения сохранения единства в проведении общей внешней и оборонной политики, а также усиления роли ЕС на международной арене. Сотрудничество с США — в контексте трансатлантического диалога — пойдет на пользу обеим сторонам из-за того, что будет сделан упор на важные вопросы, требующие общего подхода.
3. Ситуация в Европе и в мире
2003 год станет знаковым годом в истории Европейского союза. Десять новых государств-членов объединят свои силы с нынешними пятнадцатью в рамках одного из самых смелых шагов в реализации целей, поставленных основателями ЕС, а именно — обеспечения мира и процветания благодаря масштабной европейской интеграции. Рождается новая эра, и в ней более сильная Европа готова дать ответ на новые вызовы. В этом контексте мы впервые будем реализовывать новый Договор — Договор Ниццы, где дискуссия о будущем Европы достигает своего кульминационного пункта, и мы готовы разработать проект фундаментального текста конституционного характера, который заложит принципы, на которые мы опирались, и новые цели, которые мы ставим для Европы.
В то же время Греция, как видим, председательствует в особенно изменчивой и непредсказуемой глобальной обстановке. Возникновение новых факторов в формировании международного соотношения сил, существование международного терроризма, организованной преступности и, в целом, развитие сил, не подчиняющихся какому-либо институциональному контролю или дисциплине, создают атмосферу ярко выраженной нестабильности на мировой арене. Председательствующей Греции нужно быть исключительно бдительной, чтобы разрешать кризисы, которые могут возникнуть, и она также должна быть готова ответить на такие важнейшие вызовы, как:
— борьба с международным терроризмом и организованной преступностью. Недавний опыт показал, что борьба против международного терроризма — сложный процесс, имеющий много измерений: военное, экономическое, политическое и культурное. Глобальная стратегия должна иметь целью борьбу как с симптомами, так и причинами этого явления;
— нынешний экономический спад; на этом фоне просматривается улучшение атмосферы доверия и инвестиционного климата, повышение производительности труда, уровней занятости и финансовой стабильности — все это требует анализа и имеет крайне важное значение;
— решение задачи «устойчивого развития» в глобальном масштабе может способствовать искоренению бедности и нищеты, преодолению растущего социально-экономического неравенства, защищая в то же самое время окружающую среду и сохраняя экосистемы;
— укрепление роли международного права и международных институтов и продвижение новой, демократической модели управления в свете процессов глобализации.
Ситуация нестабильности и больших вызовов, с которыми мы сталкиваемся, настоятельно требует, чтобы в качестве нашей главной и наиболее важной цели мы укрепляли и восстанавливали у европейского гражданина чувство безопасности. Независимо от того, касается ли это борьбы с терроризмом и организованной преступностью, контролирования иммиграционного потока, защиты здоровья и безопасности работников, обеспечения жизнеспособности пенсионных схем или безопасности продуктов питания и защиты потребителей, Европейский союз должен восстановить атмосферу безопасности и уверенности. Это именно та цель, которую председательствующая Греция будет стремиться достичь путем реализации своей программы действий.
II. Приоритеты
1. Расширение: Договор о вступлении и последующие шаги
Первым приоритетом председательствующей Греции будет обеспечение графика вступления в ЕС 10 стран-кандидатов в соответствии с решениями Копенгагенского саммита. После завершения переговоров о членстве в Евросоюзе с Кипром, Чехией, Эстонией, Венгрией, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией и Словенией Европейский союз с нетерпением ждет того момента, когда они станут полноправными членами с 1 мая 2004 года.
Историческое решение, принятое в Копенгагене, предусматривает подписание нового Договора в Афинах в апреле 2003 года. До этого должна быть завершена подготовка проекта нового Договора, получено мнение Европейской комиссии, а также свое согласие должны дать Европейский парламент и Европейский совет. Кроме того, если удастся добиться решения политической проблемы на Кипре до выполнения Договора о вступлении этой страны в ЕС, то Договор будет включать согласованные условия в соответствии с принципами, на которых был образован ЕС.
10 стран-кандидатов будут участвовать в качестве активных наблюдателей в процедурах Совета с подписания Договора о вступлении до полного членства, то есть ратификации нового Договора 15 нынешними и 10 новыми государствами-членами в соответствии с конституционными требованиями каждой страны.
Нынешние страны-члены будут продолжать следить за прогрессом стран-кандидатов в отношении принятия и реализации европейских норм даже после завершения переговоров и до полного вступления. Этот процесс мониторинга станет, однако, более существенным во второй половине 2003 года, когда за 6 месяцев до даты вступления Европейскую комиссию попросят представить доклад о всеобъемлющем прогрессе стран-кандидатов в этой сфере.
Председательствующая Греция будет реализовывать новую, усиленную стратегию для Болгарии и Румынии с прицелом на будущее их членство в ЕС. Решения, принятые в Брюсселе и Копенгагене, включают конкретный график для завершения остающихся глав переговоров о внедрении в этих странах соответствующих норм ЕС, положение об увеличенной помощи на период до вступления, которое в качестве цели определено для этих двух стран на 2007 год.
Прогресс Турции на предварительном этапе до вступления в члены ЕС будет усиливаться за счет поддержки ее усилий, нацеленных на продвижение к началу переговоров о членстве согласно графику, выработанному в Копенгагене. Как отмечается в ежегодном докладе Европейской комиссии, существует необходимость аналитического рассмотрения степени применения различных законодательных инициатив, предпринятых Турцией с целью выполнения условий копенгагенского саммита. В то же самое время будет идти поиск новых методов для лучшего понимания требований ЕС и приоритетов партнерской программы с целью членства, которые должны быть выполнены в течение двух следующих лет. Во время председательствования Греции также ожидается подготовка новой Партнерской программы для Турции с целью подготовки последней к членству.
Наконец, мы рассматриваем процесс расширения как скачок к европейской интеграции, и ни при каких обстоятельствах этому процессу нельзя позволить создавать новые разделительные линии. Наша цель заключается в том, чтобы расширение служило отправным пунктом для строительства самых тесных отношений в более широком европейском пространстве стран от России до Средиземноморья, отношений основанных на общих ценностях и экономических интересах.
2. Лиссабонский процесс: конкурентоспособность, сплоченность и устойчивость.
Лиссабонский процесс достиг своей начальной цели по мобилизации и поддержке усилий Европы в направлении осуществления экономической и социальной реформы. Три года спустя после его начала — пройдя треть пути до целевой даты 2010 года — уже многое достигнуто, однако в ряде областей все еще имеются упущения в реализации намеченного. Для того, чтобы лучше обеспечивать выполнение договоренностей 2000 года, председательствующая Греция намерена сфокусировать усилия на следующих вопросах:
2.1. Предпринимательство и малый бизнес
Европа страдает от недостаточного развития малого бизнеса и предпринимательства, особенно в секторах, требующих интенсивного применения знаний. Молодые предприниматели и малый бизнес не способствуют настолько, насколько они бы могли, занятости, экономическому росту и региональной сплоченности. Следовательно, для преодоления этой проблемы необходимо устранить барьеры на пути доступа на рынок, упростить административные процедуры, облегчить доступ к капиталу, поддерживать создание сетей, повысить уровни подготовленности и улучшить качественные аспекты занятости на малых предприятиях, а также поощрять предпринимательство через систему образования. Председательствующая Греция будет работать над тем, чтобы обеспечить принятие Европейским советом Зеленого доклада по предпринимательству, ускорить применение Европейской хартии для малого бизнеса, упростить законодательную базу в этой области и поощрить распространение лучшего опыта в корпорационном управлении, чтобы усилить атмосферу доверия на рынке.
2.2. Европейская экономика, основанная на знаниях
Экономический рост в Европе будет зависеть в среднесрочной перспективе от использования новых ресурсов развития. Председательствующая Греция постарается добиться конкретных результатов в развитии исследований в наиболее передовых технологиях, включая исследования в оборонной сфере. Она также будет стремиться к увеличению инвестиций в исследования и технологии (в особенности, в деловом секторе), к принятию Патента ЕС, и в целом к обеспечению того, чтобы Информационное Общество было доступно всем благодаря использованию открытых стандартов и взаимодействию на уровне сетей и служб. Одновременно будут подготовлены решения по финансированию программы «Электронная Европа» (E-Europe), а также эффективный вклад Евросоюза в работу саммита ООН по Информационному обществу. В связи с тем, что человеческие ресурсы крайне важны для экономики, основанной на знаниях, особый акцент будет сделан на реформе образования и систем обучения (особенно в базовых навыках и изучении иностранных языков) и повышенной мобильности рабочей силы.
2.3 Взаимосвязи внутри Европы.
Европейский союз сегодня становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым. Следовательно, должны быть предприняты все возможные усилия для устранения барьеров на пути интеграции, особенно в сферах энергетики, транспорта и на рынках финансовых услуг. В энергетическом секторе председательствующая Греция будет стремиться к соглашению о полной и эффективной либерализации и более ограниченной роли для государства, принимая во внимание преследующие публичный интерес обязательства, безопасность поставок и защиту уязвимых зон и групп населения. Председательствующая Греция будет также стараться способствовать развитию финансовых инструментов с прицелом на расширение Трансевропейских энергетических и транспортных сетей (также включая новые государства-члены), созданию единого европейского неба, продвижению планов действий по финансовым услугам и деловому капиталу, разработке принципов, распространяющихся на службы, имеющие общеэкономический интерес, модернизации законодательства по правилам конкуренции и развития единого рынка услуг.
2.4. Больше рабочих мест и более высокого качества
Вторая составная часть лиссабонских решений касается модернизации социальной модели и она также важна, как и экономические аспекты. Сессии Европейского совета в Лиссабоне и Стокгольме поставили амбициозные цели по увеличению уровня занятости. Для их выполнения будет нужно пересмотреть инструменты политики в данной области, улучшить функционирование рынка и осуществить изменения на уровне социальных и культурных моделей, особенно в отношении участия женщин, пожилых людей и иммигрантов на рынке труда. Весенняя сессия Европейского совета в 2003 году должна дать сильный толчок реформам, чтобы обеспечить сокращение количественного и качественного дефицита в сфере занятости в Европе. Председательствующая Греция, как ожидается, сконцентрирует свои усилия, в частности, на: а) синхронизации основных мер экономической и социальной политики для достижения улучшенной координации и глобального контроля, б) пересмотре Европейской стратегии занятости на основе решений Барселонского саммита, и в) на улучшении качественных аспектов работы, основанном на Сообщении Европейской комиссии по вопросам здравоохранения и безопасности.
2.5. Усиление социальной сплоченности
Более сильное социальное сплочение может быть достигнуто путем обновления политики в сфере социальной защиты, а также за счет рационального и справедливого подхода к демографическим изменениям и явлениям старения населения. Государства-члены должны предпринять конкретные шаги по вопросу пенсий, сохраняя способность систем выполнять свои социальные цели и в то же время сохранять стабильность и жизнеспособность государственных финансов. Председательствующая Греция будет содействовать проведению политики по интеграции групп населения, страдающих от общественной изоляции, с учетом того факта, что 2003 год — Год для людей с физическими недостатками. Она также надеется сделать соответствующие выводы из рассмотрения совместного доклада по пенсиям, модернизировать Постановление о координации пенсионных схем и изучить воздействие явления старения населения на системы здравоохранения и социального обеспечения для пожилых граждан.
2.6. Сохранение будущего процветания за счет устойчивости развития
С 2001 года, когда экологический элемент был интегрирован в Лиссабонскую Стратегию в Гетеборге, особое внимание уделялось совместимости экономической и экологической политик. Весенняя сессия Европейского совета в 2003 году позволит четко определить главные направления этого стратегического подхода к сбалансированному устойчивому развитию и определить конкретные цели, которые явятся стимулом для дальнейшего прогресса. В продвижении цели устойчивого развития председательствующая Греция будет предпринимать усилия с целью пересмотра стратегии ЕС по устойчивому развитию, основанной на гетеборгском мандате и на 6-м Плане действий для окружающей среды. Целью этих усилий будет «отсоединение» экономического развития от использования естественных ресурсов и деградации окружающей среды, а также реализация иоханнесбургских обязательств. Акцент будет сделан на 10-летних рамочных программах для устойчивого производства и потребления (чистые технологии, экономия материалов и энергии), а также на Инициативах по воде и энергии за счет конкретных действий в таких областях как: расширенное участие в использовании обновляемых источников энергии, введение экологического измерения во внешнюю политику ЕС, устранение препятствий развитию технологий в области окружающей среды, а также глобальная стратегия по химикатам. Председательствующая Греция будет также работать над принятием Постановления о налогообложении энергетических продуктов для более эффективного использования энергии и продвижения разработки рамочного Постановления о ценах на инфраструктуру.
3. Иммиграция—Убежище: совместная ответственность, всеобъемлющая иммиграционная политика
Ценности «правосудия, свободы и безопасности», как отмечается в Амстердамском Договоре и выводах заседания в Тампере, отражают твердую волю европейских граждан. В результате глобализации, бедности и региональных конфликтов иммиграционные явления приняли беспрецедентные размеры, создавая новые потребности и обязательства для Европейского союза. В то же самое время расширение ЕС связано с новыми задачами и возможностями в этом секторе, с учетом перемещения внешних границ Евросоюза, а также реализацией политики в рамках 25 и более государств.
Взаимосвязь между иммиграцией и развитием, социально-экономическая интеграция легальных иммигрантов и контроль за нелегальной иммиграцией будут сферой действий председательствующей Греции.
Решения, принятые в Севилье по экономической и технической поддержке третьих стран, помогут им создать социальные и экономические условия, которые позволят экономическим иммигрантам оставаться в своих собственных странах. Принимая во внимание огромные возможности для лучшей координации иммиграционных политик государств-членов, председательствующая Греция будет действовать в направлении разработки всеобъемлющей иммиграционной политики, достойной уровня иммиграции, достигнутого в Европейском союзе без внутренних границ, и соответствующей задачам, которые перед нами стоят. Отдавая себе отчет в неоспоримой пользе, которую плановая легальная иммиграция будет приносить конкурентоспособности европейской экономики, способствуя одновременно решению демографических проблем, такая политика будет использовать иммиграционные потоки и управлять ими, а не просто обеспечивать меры подавления, когда возникает проблема.
Председательствующая Греция также хочет подчеркнуть тот факт, что контроль над нелегальной иммиграцией — коллективная проблема ЕС и решать ее должны все. Ликвидация нелегальной торговли людьми требует тесного сотрудничества со странами, из которых и через которые они прибывают, и принятия увязанного рамочного законодательства для приема и репатриации. В том, что касается совместной охраны границ и политики репатриации, проведение совместных акций, основанных на карте дорог, разработанной в период председательствования Дании, и ожидающихся предложений Европейской комиссии по справедливому распределению этого бремени, являются существенным приоритетом председательствующей Греции. Поэтому крайне важным будет доклад Греции на сессии Европейского совета в Салониках по реализации генеральной линии севильских решений.
С учетом всего вышесказанного, по вопросам предоставления убежища, продвижение мер для осуществления эффективных процедур должно сочетаться с соответствующим прогрессом в области общей политики, касающейся легальной иммиграции и развития совместной системы охраны границ.
4. Будущее Европы: Результат работы Конвента
Будущее Европейского союза с перспективой расширения до 25 государств-членов — вопрос, представляющий фундаментальный интерес для председательствующей Греции. Греция всегда полагала, что расширение ЕС должно быть связано с углублением европейского объединения. Расширенный ЕС должен постепенно превратиться в институционную систему, способную принимать эффективные решения с демократическим и социальным содержанием.
По этой причине Греция как председательствующая в Европейском совете придает особое значение работе Конвента о будущем Европы и приветствует прогресс, достигнутый до сих пор во время его работы. Вклад всех сторон в работу Конвента имел большое значение в том, что касается рождения идей, предложений и планов о будущей архитектуре Европейского союза. Следует специально отметить, что Конвент сейчас работает над проектом конституционного договора, основанного на предложениях, представленных многими сторонами.
В соответствии с решениями сессии Европейского совета в Копенгагене Греция ожидает, что Конвент завершит свою работу до сессии Европейского совета в Салониках. Это поможет Европейскому совету принять необходимые действия в соответствии с договоренностями, достигнутыми на сессиях Европейского совета в Ницце и Лакене, завершить процедуру по созыву Межправительственной конференции и принятию нового Конституционного договора. С этой целью Греция будет тесно сотрудничать со всеми сторонами, вовлеченными в процесс работы Конвента, государствами-членами и странами, которые войдут в ЕС, и особенно с Европейским парламентом и Европейской комиссией.
Цель председательствующей Греции — создать все условия, которые проложат путь к новой политической фазе в процессе европейской интеграции в то время, как мы готовимся приветствовать десять наших новых партнеров в Европейском союзе. В частности, наша цель — обеспечить:
во-первых, чтобы расширенный Европейский союз функционировал как демократически организованная система, близкая европейскому гражданину и обществу, основанная на принципах демократии, законности, уважения гражданских прав и прав национальных меньшинств, равенства всех государств-членов, солидарности и взаимопомощи;
во-вторых, чтобы ЕС стал эффективным, способным принимать решения, имея в распоряжении любую политику и ресурсы, которые позволят ему решать проблемы общества и граждан, обеспечивать социально-экономическую сплоченность и реальную конвергенцию, эффективное управление и реформу европейской экономики, а также устойчивое развитие;
в-третьих, чтобы ЕС стал сильным игроком в широкой региональной и международной системе как фактор мира, стабильности и сотрудничества, вносящий активный вклад в процесс строительства лучшего мира, основанного на международном праве и институтах, а также способствующий лучшему управлению, защите окружающей среды и устранению конфликтов, организованной преступности и терроризма.
5. Внешняя политика: новая Европа как международный фактор мира и сотрудничества
Греция будет председательствовать в пору критических изменений в Европе и решения новых задач по сотрудничеству в сфере безопасности и обороны — области, где ЕС пытается создать для себя новые функции. В период, когда ЕС будет проходить этап крупнейшего расширения в своей истории, Евросоюз должен пересмотреть содержание своих отношений с новыми соседями и способствовать проведению политики, отражающей новую ситуацию в Европе. В этом свете развитие связей ЕС с балканскими странами будет главным приоритетом председательствующей Греции. Эффективное развитие и углубление связей с Россией также явится важным параметром усилий ЕС по укреплению мира, стабильности и сотрудничества в Европе. Отношения с Украиной, Беларусью и Молдовой, а также с кавказским регионом приобретают особую значимость в этой новой европейской реальности. В то же время укрепление сотрудничества ЕС со средиземноморскими странами становится важнейшей задачей для председательствующей Греции.
Последняя будет также развивать политический диалог с другими группами стран. Она сделает особый акцент на уважении прав человека и законности. Председательствующая Греция будет стремится к более тесному сотрудничеству между ЕС и США в борьбе против неравенства, распространения ядерного и химического оружия, в контроле за вооружениями и в предотвращении конфликтов. Она также ставит целью более активное участие ЕС в борьбе международного сообщества против терроризма, а также поддержку многостороннего сотрудничества с третьими странами и международными организациями для ликвидации этого бедствия, превратившегося в крупную международную проблему после 11 сентября 2001 года. В то же самое время Греция будет стремиться к более эффективной политике по борьбе с бедностью, защите окружающей среды, предотвращению распространения оружия массового поражения, решению региональных конфликтов и борьбе с проблемой контрабанды наркотиков.
Непосредственные приоритеты председательствующей Греции включают укрепление связей с США и сотрудничество на всех уровнях, чтобы дать совместный ответ на вызовы на международной арене.
Европейские граждане ожидают, что ЕС будет выполнять свои международные обязательства путем предотвращения международных конфликтов и преодоления кризисов там, где они возникают. Председательствующая Греция приложит усилия для укрепления способности ЕС осуществлять эффективное политическое вмешательство в конфликтных сферах путем улучшения и дальнейшего развития существующих институционных инструментов (общие стратегии и совместные действия). Во время, когда ЕС пытается создать новые возможности по сотрудничеству в области безопасности и обороны, председательствующая Греция приложит усилия к тому, чтобы укрепить институционные рамки общей внешней и оборонной политики благодаря созданию зоны «Свободы, Безопасности и Справедливости».
III. Главные вопросы в контексте политики ЕС ЭКОНОМИКА, БЮДЖЕТ (ЭКОФИН)
Взаимосвязь и взаимодополняемость между макроэкономическими политиками и структурными реформами — ключ к успеху целей, определенных на лиссабонском саммите. Макроэкономическая стабильность — важная предпосылка для структурных реформ, которые, будучи реализованы, должны привести к результатам. В свою очередь, структурные реформы окажут позитивное воздействие на макроэкономические условия. Соблюдение Пакта стабильности и роста — важнейшее условие для достижения макроэкономической стабильности, а также восстановления атмосферы доверия. В то же самое время наиболее интенсивный вклад в экономические и социальные реформы и увеличение производственных мощностей Европейского союза будет облегчать более четкое соответствие условиям Пакта.
В этом контексте председательствующая Греция считает приоритетом улучшение координации между финансовыми политиками, достижение лучшей синхронизации между экономическими и социальными политиками за счет усиления директив в области общей экономической политики на трехлетний период с настоящего времени и координации соответствующих процессов (кардифского процесса для рынков товаров и капитала и люксембургского процесса для занятости). Во время председательствования Греции будут рассмотрены обновленные программы стабильности и конвергенции 15 государств-членов. Для лучшего ответа на необходимость синхронизации политики следует приложить больше усилий для приведения обязательств государств-членов в соответствие с докладами и статистикой.
С целью разработки более увязанной и эффективной статистической системы, способной давать полезную информацию для принятия политических решений, а также для более полного анализа экономических последствий и прогресса Лиссабонской Стратегии, будут приняты меры по улучшению статистики и инструментов анализа.
В том, что касается прямого налогообложения, председательствующая Греция будет продолжать работу на основе принятого графика и изучит, если будет необходимо, новые способы налогообложения сбережений. По вопросу о косвенном налогообложении работа будет концентрироваться — на основе предложений Европейской комиссии, главным образом, на Директиве о туристических агентствах и Постановлении об административном сотрудничестве, улучшая параллельно сотрудничество между государствами-членами по прямому и косвенному налогообложению. Энергетический налог — один из вопросов, решение которого будет продвигаться вместе с всеобъемлющим энергетическим пакетом до весенней сессии Европейского совета.
С целью дальнейшей интеграции финансовых рынков председательствующая Греция будет стремиться к быстрому прогрессу на основе Плана действий в отношении финансовых услуг и Плана действий в отношении делового капитала, параллельно способствуя дискуссии по Директиве об инвестиционных услугах, а также по рамочному законодательству и условиях для периодической информации (на основе новых предложений Европейской комиссии).
Наконец, совет министров экономики и финансов (Экофин) укрепит экономическое сотрудничество между ЕС и новыми членами с целью превратить расширение в гладкий процесс с одновременным улучшением перспектив развития и процветания всех.
ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПОТРЕБИТЕЛИ
Европейская стратегия в области занятости и лиссабонская стратегия являются движущей силой увеличения занятости и сокращения безработицы, расширения границ общества, основанного на знаниях, и укрепления социальной сплоченности. Неотъемлемая предпосылка достижения поставленных целей — одновременное активное проведение всех главных видов политики на основе соответствующего и взаимоувязанного графика.
Председательствующая Греция подготовит промежуточной обзор повестки дня в сфере социальной политики и будет способствовать развитию стратегии усиленной занятости путем взаимоувязки люксембургского процесса с более широкой лиссабонской стратегией. Синхронизация экономической политики и политики в области занятости должна проводиться таким образом, чтобы улучшить взаимоувязку ориентиров (т.е. ориентиров Общей экономической политики и занятости), не подрывая, однако, автономности каждого из процессов. Главными задачами будут увеличение занятости, обеспечение вовлечения в общественный процесс более слабых групп населения и содействие участию, социальному диалогу и равенству полов. Будут также предприняты усилия для достижения политического соглашения по директиве, которая относится к условиям работы временных рабочих.
Динамичный сектор занятости прямо связан с качеством работы и безопасностью. В этом контексте рассмотрение Европейской комиссией общей стратегии по вопросам здравоохранения и безопасности на работе будет полезно. В качестве составной части модернизации системы социального обеспечения будет рассмотрен комплексно вопрос поддержки, оказываемой национальным стратегиям по предоставлению гарантированных и жизнеспособных пенсий, а также здравоохранению и защите пожилых граждан. В частности, в отношении пенсий председательствующая Греция будет изыскивать методы применения единых процедур в этой сфере.
Чтобы сбалансировать предложение рабочих мест и спрос в постоянно изменяющейся обстановке, председательствующая Греция будет способствовать повышению квалификации работников в дополнение к координации схем социального страхования, возможности выпуска Европейской карты социального страхования и создания веб-сайта в Интернете с информацией о профессиональных и образовательных возможностях в Европейском союзе.
По случаю Года для людей с физическими недостатками будут поощряться инициативы, направленные на привлечение внимания общества к этой проблеме, и приниматься меры, способствующие включению в общественную жизнь этой категории населения.
В сфере здравоохранения особое внимание будет уделяться разработке стандартов качества и безопасности по вопросам тканей и клеток, пересмотру законодательства по фармацевтике, а также выработке общей позиции по вопросам табачной индустрии.
Председательствующая Греция будет работать над улучшением общего уровня защиты потребителей во всем Евросоюзе, путем эффективного применения связанных с этим правил и участия организаций потребителей в европейской политике.
КОНКУРЕНЦИЯ (ВНУТРЕННИЙ РЫНОК, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ТУРИЗМ)
Для создания эффективного и функционального внутреннего рынка председательствующая Греция интенсифицирует усилия для устранения барьеров, которые все еще мешают полноценной работе внутреннего рынка, с целью достижения оптимальных результатов для пользы предприятий и потребителей. Для обеспечения равного участия всех регионов Европейского союза в едином рынке мы ожидаем сообщения Европейской комиссии по всеобъемлющей политике с целью устойчивого развития островных регионов.
Обязательство проводить структурные и экономические реформы должно обновляться посредством немедленных и конкретных действий. Реформы будут распространяться на рынки товаров и капитала, а также касаться выявления ключевых вопросов, относящихся к устойчивому экономическому росту, т.е. конкурентоспособности в сочетании с ростом занятости, и с более тесным социальным сплочением и охраной окружающей среды. В том же контексте мы будем содействовать упрощению и усовершенствованию законодательства с целью принести пользу деловым кругам, особенно малым предприятиям, а также устранить барьеры на пути свободного предоставления услуг. Особое внимание будет уделено обновлению правил в области конкуренции, продвижению вопросов корпоративного управления и завершения законодательства по государственным поставкам.
Функционирование внутреннего рынка должно сохранить доверие потребителей и обеспечить высокий уровень защиты. Председательствующая Греция будет стремиться поставить вопрос о потребительском кредите и продолжить дебаты по вопросам практики продвижения продаж на внутреннем рынке и по ожидающейся рамочной директиве на справедливой коммерческой основе. Акцент будет сделан на продвижении рамочного законодательства по вопросам административного сотрудничества с целью завершения разработки законодательства ЕС в сфере защиты потребителей.
Разработка комплекта текстов законодательных актов по вопросам государственных поставок будет завершена в части усилий по исследованию внутреннего рынка. Мы также намерены ускорить исследование вопроса о потребительском кредите. Ожидаются предложения Европейской комиссии по вопросам слияний компаний, законодательства о химикатах, а также по корпоративному законодательству.
Жизнеспособная система внутреннего рынка должна обеспечивать защиту потребителей, особенно в области безопасности продовольственной цепочки. В этом контексте Белый доклад уже привел к необходимым действиям, которые является одним из наших приоритетов.
Перед лицом изменений, которые создадут процессы расширения ЕС и глобализации, в частности, рекомендуются интегрированный и стратегический подходы, чтобы обеспечить развитие и конкурентоспособность европейских предприятий. В то же время мы должны дать ответ на экологические вызовы и решать социальные задачи, как того требует Европейская социальной модель.
Председательствующая Греция продолжит делать акцент на роли малых и средних предприятий, конкурентоспособности и занятости в Европейском союзе. Она будет стараться создать более благоприятную окружающую среду, укреплять предпринимательство и конкурентоспособность и поощрять возникающие малые предприятия, поддерживая их способность к новшествам. Она также будет облегчать создание динамичных предприятий, которые являются главным источником новых рабочих мест.
В то же время, следуя подходу «думай сначала о малом», председательствующая Греция будет работать над ускорением применения Европейской хартии для малых предприятий и извлекать уроки из наилучшего опыта в соответствии с барселонскими директивами.
Для того, чтобы устранить дефицит предпринимательства в ЕС, особенно в сфере технологии и знаний, председательствующая Греция будет способствовать общественному диалогу и выдвижению конкретных политических инициатив в пользу предпринимательства на весенней сессии Европейского союза. Председательствующая Греция, в частности, будет продвигать дискуссию по ожидающемуся Зеленому документу по предпринимательству с целью выполнения Европейского плана действий по этому вопросу. Аналогичный акцент будет сделан на более выгодном использовании инноваций предприятиями, особенно малыми и средними.
Председательствующая Греция придает особое внимание вопросу промышленной политики. Используя сообщение Европейской комиссии и рекомендации, она намерена выступить инициатором обстоятельной дискуссии по этому вопросу и применения конкретных мер.
Туризм играет важную роль в занятости и в развитии наиболее отдаленных и находящихся в недостаточно благоприятном отношении регионов Европы. В то же время туризм является альтернативной экономической деятельностью, от которой может значительно выиграть экология. Председательствующая Греция будет действовать в направлении общего подхода к судьбе Европейского туризма и соответствующих ориентиров, выработанных Европейским советом.
Новый импульс должен быть придан исследованиям и инновациям в Европе путем соответствующих действий, а именно, улучшенное использование исследовательских мощностей на европейском уровне, «открытие» национальных исследовательских и технологических программ, применение статьи 169 Договора, создание основы для Европейских агентств по исследованиям и развитию и т.д. Председательствующая Греция будет также работать над нерешенными вопросами введения патента ЕС в течение 2003 года.
Председательствующая Греция ждет доклада Европейской комиссии о науках, изучающих жизнь и биотехнологии, с тем, чтобы активзировать в этом контексте соответствующие меры для внедрения биотехнологий в зависимости от прогресса, достигнутого в промежуточный период.
ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ, ЭНЕРГЕТИКА
Транспорт
Транспортный сектор — важный аспект единого рынка с точки зрения свободного передвижения людей и товаров, и в этом отношении, он является приоритетом для расширенной Европы. Председательствующая Греция будет заниматься пересмотром общих ориентиров трансевропейских сетей и продвигать вопрос о тарифной инфраструктуре в соответствии с сообщением Европейской комиссии на эту тему.
Вопрос безопасности на дорогах, постоянно вызывающий озабоченность у европейских граждан, как мы надеемся, приведет к принятию важных мер, которые ЕС должен реализовать в течение следующих пяти лет. Мы будем продолжать изучение 2-го железнодорожного пакета, который, как ожидается, придаст новый импульс железнодорожному рынку в Европе. Председательствующая Греция особо заинтересована в городском транспортном секторе, по которому она будет проводить дискуссии.
Переговоры по соглашению об Единой трансатлантической авиационной зоне придадут новое измерение мировому рынку авиаперевозок. Председательствующая Греция будет заниматься нерешенными вопросами пакета предложений по Единому европейскому небу.
По вопросу о морском транспорте председательствующая Греция будет стремиться к повышению безопасности судов и качества судоходства, а также уделять внимание подготовке, занятости и мотивации молодежи работать в этом секторе в контексте действий, нацеленных на повышение конкурентоспособности европейского судоходства. Более того, будет оказано содействие реализации предложений по предотвращению и недопущению терактов против портов и судов в Европейском союзе.
Связь
В расширенной Европе развитие связи и информационного общества будет в значительной степени способствовать сокращению «цифрового разрыва» и завершению интеграции расширенного пространства ЕС, обеспечивая доступ для всех, независимо от географического положения, без какой-либо изоляции в любой форме.
На этом уровне председательствующая Греция по случаю начала реализации Плана действий Электронная Европа-2005 будет поддерживать дальнейшее расширение сетей для обмена данными между администрациями, а также участие третьих стран в соответствующих телематических программах. Основываясь на имеющихся технологических ресурсах, предусматривается переход к цифровым системам, чтобы облегчить широкополосный доступ. Будет завершено рамочное законодательство для повторного использования государственных документов с целью укрепления электронного предпринимательства.
В рамках программы Электронная Европа будет начато применение статистических показателей и будет принято решение о расширении финансового инструментария для сетевой безопасности. С целью гарантирования безопасности пользователей электронных СМИ рекомендуется принять Постановления о Подразделении по сетевой и информационной безопасности и продлить План действий для более безопасного использования Интернета. Председательствующая Греция будет проводить дискуссии об электронном управлении и электронной интеграции с целью способствовать более широким дебатам по этим вопросам.
В связи с тем, что мы постоянно изыскиваем методы, которые обеспечат большую прозрачность и участие европейских граждан в разработке крайне важных решений, принимаемых в Евросоюзе, мы не можем не учитывать огромных возможностей, которые заложены в новых информационных технологиях. На веб-сайте председательствующей Греции мы создадим возможность — на экспериментальной основе — вести интерактивный диалог между председательствующей Грецией и европейскими гражданами по серии важных вопросов, которыми мы будем заниматься в течение следующих 6 месяцев. В определенное время Европейский совет будет проинформирован о результатах этого диалога.
Более того, электронное управление станет темой специально созванного министерского совещания. Методы, которые позволяют сокращать бюрократическую волокиту с помощью самых современных телематических технологий — это новая область для сотрудничества и обмена опытом.
С большим интересом ожидается первый доклад Европейской комиссии по либерализации почтовых услуг в государствах-членах.
Энергетика
Стабильное и устойчивое развитие европейской экономики требует легкого доступа, свободного от любых технических и экономических препятствий, к имеющимся источникам энергии для производства товаров и услуг. Поэтому становится настоятельно необходимым обеспечение адекватной поставки имеющихся энергетических источников и осуществление либерализации внутреннего рынка электроэнергии и природного газа при одновременном развитии всех важнейших энергетических подсоединений — как внутри Европы, так и с новыми развивающимися центрами производства энергии на периферии Европы.
Для достижения сбалансированного развития социального, экологического и конкурентного компонентов энергетической политики мы будем стремиться обеспечить более широкую интеграцию устойчивого развития в энергетическую политику ЕС. Учитывая эти цели председательствующая Греция будет стараться обеспечить поставки нефти и природного газа, сочетая их с либерализацией внутреннего рынка электроэнергии и природного газа (обеспечивая защиту государственной службы и потребителей) и развитием трансевропейских сетей.
В контексте устойчивого развития председательствующая Греция будет поощрять использование возобновляемых источников энергии, рациональное использование и сохранение энергии, совместное производство тепла и электроэнергии и установление общих правил для безопасности атомных электростанций, складирования и других операций с ядерными отходами и топливом.
С целью обеспечить экономическую жизнеспособность энергетической политики ЕС должно развивать международное сотрудничество, в частности, со средиземноморскими партнерами, Россией и странами Юго-Восточной Европы.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО — РЫБОЛОВСТВО — БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКТОВ
Развитие ситуации в сельском хозяйстве и рыболовстве, а также безопасность продуктов этой отрасли является неотъемлемой частью изменений, которые происходят на уровне европейского общества и экономики. Эти изменения непосредственно связаны с ролью, которую Европейский союз стремится играть в глобальном масштабе. Европейская сельская модель — важный аспект европейской культуры — покоится, главным образом, на двух столпах: с одной стороны, фермы, которые в большинстве случаях, являются семейным бизнесом, и, с другой стороны, социальная структура, состоящая из общин, малых городов и сел по всей сельской местности ЕС.
Европейская сельская модель — прямо или косвенно — сохраняет миллионы рабочих мест. Она поддерживает экономику многих регионов, обеспечивая человеческое присутствие и заботу в сельских районах и оказывая благоприятное воздействие на окружающую среду.
В течение 4 десятилетий Общая сельскохозяйственная политика поддерживает нашу сельскую модель. Она гарантирует продовольственную достаточность, которая нужна Европе по стратегическим причинам, особенно в современном непредсказуемом мире. Она доказала, что является краеугольным камнем структуры Объединенной Европы.
Вклад Общей сельскохозяйственной политики и Общей политики в области рыболовства в устойчивое развитие — очень существен в экономическом, социальном и экологическом смысле не только для работы и жизни сельскохозяйственного населения, но также и для продовольственной безопасности и качества жизни всех европейских граждан.
Промежуточный пересмотр Общей сельскохозяйственной политики — центральный вопрос для председательствующей Греции. Цель — достичь хорошего завершения переговоров. Предложения по регулированию в этой области, которые будут представлены в январе 2003 года Европейской комиссией, и рамочные соглашения, решение о которых принято на брюссельском саммите, главной отправной точкой для дискуссий и переговоров.
2003 год — очень важный год для переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Председательствующая Греция будет способствовать подготовке твердой и ясной позиции Евросоюза на Министерской сессии ВТО в Канкуне, которая состоится позднее в этом году. Ставится задача поддержать Европейскую сельскую модель, устойчивое развитие, здоровый рост международной торговли и солидарность с развивающимися и менее развитыми странами.
В контексте более широкого вопроса о безопасности граждан, будь они производителями, работниками или потребителями, акцент будет сделан на развитии законодательства в следующих секторах: качество и безопасность продуктов, безопасная техника ведения сельского хозяйства и других связанных с этим видов деятельности, ветеринарная наука, забота о животных и их питании, генетически измененные организмы, безопасное использование пестицидов и контроль за их отходами.
В рыболовецком секторе мы стремимся к завершению разработки крупного сегмента Общей политики в области рыболовства, которая в настоящее время пересматривается. Важная часть этого пересмотра связана с аквакультурой и рыболовством в Средиземноморье.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Проводя оценку стратегии Европейской комиссии по вопросу об устойчивом развитии, председательствующая Греция будет способствовать завершению Лиссабонского процесса за счет усиления экологического измерения этой стратегии с помощью таких инструментов, как: устранение барьеров для технологий в области экологии и учет фактора устойчивости при оценке степени влияния, дальнейшее развитие рыночных механизмов, ускорение процесса введения экологических требований в отраслевую политику ЕС и йоханнесбургские обязательства.
Делая четкое заявление в отношении выполнения обязательств, взятых ЕС на саммите в Йоханнесбурге, как на общемировом уровне, так и на уровне расширенной Европы, председательствующая Греция будет способствовать реализации крупных инициатив по сотрудничеству в области энергетики и водных ресурсов с акцентом на средиземноморском измерении.
Содействуя реализации 6-й Программы действий по окружающей среде, председательствующая Греция отдает приоритет политике в области экологии и, в частности, важным законодательным предложениям, которые уже вынесены или будут вынесены на рассмотрение Европейского совета. Они включают создание системы экологической ответственности в ЕС, основанной на принципе «страна-загрязнитель», связывая окружающую среду со здравоохранением, в частности, за счет ожидаемого нового предложения по химикатам, защите морской окружающей среды, в частности, вод в районе пляжей, а также мер по улучшению качества воздуха. В то же время председательствующей Грецией поставлена задача довести до финала политическое соглашение по регулированию, которое имеет отношение к способности отслеживать и обозначать генетически модифицированные организмы, и подготовить позиции ЕС к нескольким международным форумам, таким, как министерская конференция в Киеве по региональной стратегии устойчивого развития.
ОБРАЗОВАНИЕ — МОЛОДЕЖЬ — КУЛЬТУРА
Образование
В соответствии с лиссабонской стратегией председательствующая Греция будет способствовать разработке основных направлений в области образования и принятию согласованного подхода ко всему процессу. Исходя из этой перспективы обучение компьютерной грамоте, изучение иностранных языков и международное сотрудничество в трехъярусном образовании приобретает особое значение.
Следует также отметить заинтересованность председательствующей Греции в возможности создания единой образовательной зоны в ЕС, Средиземноморье и Юго-Восточной Европе.
Молодежь
В секторе молодежи наша цель — содействовать использованию открытого метода координации и стремиться к единому подходу к вопросам информации и участия.
Культура
Председательствующая Греция будет продолжать реализовывать рабочую программу по европейскому сотрудничеству и продолжит следить за прогрессом программы Культура-2000. В то же самое время мы стремимся подчеркивать тесную связь между Олимпийскими играми в Афинах и культурой. Параллельно председательствующая Греция работает над проведением Культурной Олимпиады для совместной организации — в Греции и вне ее — мероприятий, которые будут делать акцент на наших общих европейских корнях, как на уровне культурных традиций, так и культурных достижений сегодняшнего дня.
В аудиовизуальном секторе мы надеемся, что продолжаться повторное рассмотрение Директивы «Телевидение без границ» и дискуссия о расширении медиа-программы ЕС.
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ЗОНЫ СВОБОДА — БЕЗОПАСНОСТЬ — ПРАВОСУДИЕ
Политика ЕС в области иммиграции, охраны внешних границ и юридического сотрудничества в гражданских и уголовных делах — значимый приоритет председательствующей Греции. Ценности «правосудие, свобода и безопасность», закрепленные в Амстердамском договоре и выводах, сделанных в Тампере, отражают твердое устремление всех граждан ЕС. Придавая важность вопросам иммиграции и убежища, председательствующая Греция будет предпринимать все возможное, чтобы достичь баланса на основе трех фундаментальных принципов: взаимное доверие-координация-эффективность.
Председательствующая Греция намерена работать в направлении реализации целей ЕС с особым акцентом на выводах Европейского союза и дорожной карте, разработанной Данией, когда она председательствовала в Евросоюзе. В сфере правосудия сотрудничество по уголовным и гражданским вопросам будет развиваться для создания новой правовой зоны, борьбы с международной организованной преступностью и усиления внешних действий ЕС.
Борьба с нелегальной иммиграцией путем совместной охраны внешних наземных и морских границ всеми государствами-членами будет важным приоритетом для председательствующей Греции, которая ответит за наблюдение за совместными действиями, решение о которых уже принято в рамках дорожной карты во время председательствования Дании. С учетом того факта, что большинство совместных программ сотрудничества по пограничным вопросам будет завершено во время первой половины 2003 года, Доклад председательствующей Греции сессии Европейского совета в Салониках по практической реализации выработанных в Севилье ориентиров по охране внешних границ имеет первостепенное значение.
По вопросам охраны внешних границ председательствующая Греция будет концентрировать внимание на следующих вопросах: — успешном проведении всех совместных акций, объявленных в рамках севильских выводов, касающихся внешних границ ЕС (с особым акцентом на морских границах), а также анализе, оценке и использовании их результатов с целью получения полезных выводов, которые будут определять соответствующую политику ЕС, — на развитии программ репатриации и обеспечении финансирования со стороны ЕС, — содействии созданию общей базы данных о визах.
Председательствующая Греция желает дать ясно понять, что борьба с нелегальной иммиграцией является коллективной проблемой для ЕС и поэтому ее решение требует общего понимания ее причин и ожидаемых результатов. На этом основании Греция полагает, что значимой является подготовка исследования со стороны Европейской комиссии о рациональном распределении ответственности среди государств-членов в отношении охраны внешних границ, а также развитие программы политики по выдворению и репатриации наряду с необходимым финансовым обеспечением.
По вопросу об убежище продвижение мер, обеспечивающих единообразное применение процедур предоставления убежища, должно идти «рука об руку» с принятием соответствующих мер для борьбы с нелегальной иммиграцией, выработкой общих принципов по отношению к легальной иммиграции, адаптация легальных иммигрантов в общества государств-членов, поощрение совместных инициатив, нацеленных на более эффективную охрану внешних границ ЕС. Более того, следует содействовать обеспечению взаимной ответственности всех государств-членов по вопросу о рациональном распределении прав и обязанностей в том, что касается как выдворения нелегальных иммигрантов в страны их происхождения, так и вопросов контроля внешних границ.
Вопрос о торговле людьми в равной степени включает как сотрудничество со странами их происхождения и транзита, так и следование общей политике по принятию этих людей и по их репатриации. Улучшенная взаимосвязь внутренней и внешней политики ЕС сможет способствовать решению проблем, связанных с передвижением населения из третьих стран. Председательствующая Греция намерена развивать более тесное сотрудничество с главными странами происхождения или транзита иммигрантов, прибывающих на территорию ЕС.
Председательствующая Греция полагает, что необходимо облегчать социальную адаптацию иммигрантов. Это оказывало бы позитивное воздействие как на социальные (директивы по объединению семей для резидентов, проживающих в стране длительный срок), так и на экономические вопросы, вызывающие озабоченность в ЕС, которые помогут ослабить опасения, выражаемые гражданами ЕС. С этой целью председательствующая Греция стремится обеспечить подход, который поощряет выработку соответствующей политики государствами-членами. Недискриминация в экономической, социальной и культурной сфере, действенные меры против расизма и ксенофобии, являются приоритетом для Европейского союза.
Параллельно председательствующая Греция увеличит до максимума усилия, нацеленные на принятие Директивы по воссоединению семей и по иммигрантам, проживающим длительное время в ЕС. Будет проделана большая работа по новым предложениям в области иммиграции по вопросам оплачиваемого труда и учебы.
Председательствующая Греция будет стремиться открыть дебаты по вопросу о прямой связи между иммиграцией и социальным развитием, принимая во внимание севильский призыв к оказанию экономической и технической поддержки третьим странам с целью создания таких социальных и экономических условий, которые позволят людям оставаться в своих странах или вернуться в них.
ЕС увеличил свои усилия, особенно после 1999 года, в ответ на требование граждан о большей безопасности в области свободы и правосудия. В этом контексте председательствующая Греция продолжит принимать необходимые меры для создания единого жизненного пространства, где граждане будут чувствовать себя в безопасности. Борьба против терроризма остается главным приоритетом во время председательствования Греции. Организованная трансграничная преступность и торговля людьми — крайне важные проблемы, которым будет уделено самое большое внимание в соответствии с решениями саммита в Тампере и последующих сессий Европейского совета. Мы продолжим выполнение Плана действий ЕС и Севильской декларации.
Координация действий с третьими странами, в частности, с США, Россией, балканскими и средиземноморскими странами — важный элемент достижения целей по сотрудничеству в области законности и полиции. Продвижение соглашения ЕС-США о юридическом партнерстве явится первым важным шагом, который будет направлять наши возможные действия в этой сфере.
Постепенное развитие единой европейской политики по вопросу наркотиков — еще одна сфера инициатив председательствующей Греции. Крупные выгоды могут быть извлечены из использования гармонизированных методов для решения этой проблемы, как на уровне укрепления законности и борьбы с преступностью, так и для создания систем детоксикации и социальной адаптации наркоманов. Должна быть пересмотрена эффективность существующих международных договоров по контролю за производством и продажей наркотиков. Распространение Плана действий в области борьбы с наркотиками (2000-2004) на балканский регион, более активное региональное сотрудничество через совместные с Европолом и Инициативой по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (СЕСИ) операции по вопросам, связанным с наркотиками, окажут позитивное содействие в последовательном решении этой проблемы.
Расширение ЕС поставит новые задачи и откроет возможности, которые будут результатами расширения внешних границ Евросоюза в более общем плане, когда 25 и более государств-партнеров будут проводить единую политику ЕС. В то же время экономические и социальные условия, меняющиеся в результате глобализации, создают новые потребности и обязательства для ЕС. По этой причине для достижения целей в рамках первоначальных сроков, установленных Амстердамским договором, и закладывания основ единой политики в области иммиграции и убежища к 2004 году, ЕС должен подготовить и согласовать свои будущие действия по этим вопросам. Председательствующая Греция стремиться способствовать достижению нынешних целей ЕС, одновременно участвуя в дебатах по политике Евросоюза после завершения программы, принятой в Тампере.
Взаимное признание судебных решений является краеугольным камнем сотрудничества в судебной области, так как это усиливает возможности ЕС бороться с международной преступностью путем упрощения и ускорения сотрудничества правоохранительных органов, а также идет на пользу гражданам. Председательствующая Греция будет содействовать принятию проекта постановления по взаимному признанию во всех государствах-членах судебных решений по родительской ответственности, которые регулируют отношения между родителями и детьми. Она также будет способствовать принятию проекта постановления об Европейском принудительном ордере по бесспорным искам, чтобы еще больше упростить и ускорить признание судебных решений и их исполнение в других государствах-членах.
В отношении судебных разбирательств по уголовным делам будут предприняты усилия по дальнейшему укреплению сотрудничества между судебными органами путем разработки проекта рамочного решения по исполнению приговоров о конфискации конкретных серьезных преступлениях.
Председательствующая Греция поставила в качестве своей задачи дальнейшую конвергенцию уголовного законодательства, касающегося серьезных преступлений, для эффективного обеспечения законности в Европейском союзе. С этой целью она намерена ускорить работу по завершению принятия рамочного решения в отношении преступлений, совершаемых на почве расизма и ксенофобии.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ
Отношения ЕС с регионом Запада Балкан будет важнейшим приоритетом для председательствующей Греции. Греция постарается извлечь выгоды из позитивных результатов, уже достигнутых в реализации Процесса стабилизации и ассоциации. В этом контексте председательствующая Греция систематически работает над такими вопросами, как консолидация демократических институтов и гражданских свобод в странах региона, защита меньшинств, содействие экономическому восстановлению и развитию, а также дальнейшее укрепление регионального сотрудничества. Более того, председательствующая Греция считает целью вступление Румынии и Болгарии в ЕС в 2007 году, что станет важным стимулом для стран Западных Балкан, уже признанных в качестве потенциальных кандидатов. Запланированная встреча на высшем уровне ЕС-Западные Балканы (Процесс Загреб II) в июне этого года в Салониках будет способствовать развитию отношений Евросоюза с Западными Балканами. Очевидно, что председательствующая Греция, извлекая выгоду из своего знания этого региона и своих традиций двусторонних отношений с данными странами, придаст необходимый импульс всем инициативам, таким как Пакт стабильности, нацеленным на дальнейшее развитие региона.
Россия — стратегический партнер ЕС, и это будет продемонстрировано на саммите ЕС-Россия в мае 2003 года, который, как мы надеемся, станет отправным пунктом в эффективном обновлении отношений между ЕС и Россией. Во время нашего председательствования мы будем способствовать созданию Общей европейской экономической зоны, развитию энергетического диалога между ЕС и Россией, существенному прогрессу в переговорах по вступлению России в ВТО, а также сотрудничеству в области управления кризисами и состыковке с европейской политикой в области безопасности и обороны. Отношения с Россией нуждаются в пересмотре в рамках последовательного и интегрированного подхода не только на экономическом, но также и на социальном уровне и на уровне безопасности. Поэтому процесс пересмотра Общей стратегии для России, который должен быть завершен во время председательствования Греции, — исключительно важен.
После вступления в члены ЕС новых государств расширенный Европейский союз сконцентрирует свое внимание на развитии более тесных отношений со всеми новыми соседними странами. ЕС уже установил договорные отношения с партнерами на юге Средиземноморья и в Содружестве независимых государств (СНГ), включая Кавказ. Основываясь на этих диверсифицированных договорных отношениях, председательствующая Греция, работая совместно с Генеральным секретарем/Верховным представителем и Европейской комиссией, будет изучать существующие возможности для дальнейшего развития этих отношений в областях, значение которых возрастет после расширения (торговля и экономические отношения, зоны свободы, безопасности и правосудия и т.д.).
В новой географии, которая появится в Европе после расширения ЕС, страны, находящиеся в непосредственной близости от нас, станут объектом дискуссий. Мы полагаем, что целесообразно разработать предложения по укреплению сотрудничества с этими странами во всех областях (экономика, институционное строительство, законность, свобода, безопасность и правосудие) с помощью усовершенствования стандартных базовых договоренностей.
Значение южно-кавказского региона для интегрированной энергетической политики ЕС и его близость к районам, представляющим повышенный интерес, привели ЕС к решению играть более активную роль в этом регионе. Реализация этого решения будет главной целью председательствующей Греции по Южному Кавказу. Важным аспектом будет также соответствующее использование соглашений о партнерстве и сотрудничестве, причем одновременно будет укрепляться взаимодействие и присутствие ЕС в регионе в лице Специального представителя.
США — важный партнер ЕС, и в этом контексте мы будем стремиться укреплять диалог и сотрудничество на всех уровнях. Борьба против терроризма, проведение международной политики, рост международной торговли и содействие устойчивому развитию — все это аспекты процесса глобализации, в котором у нас есть общие ценности и интересы. В рамках трансатлантического диалога с США председательствующая Греция будет делать акцент на отношениях с Балканами, Россией, странами СНГ, Ближнего Востока, Афганистаном, на разоружении и нелегальной иммиграции, а также на решении вопросов, которые содержатся в Положительной Экономической Повестке дня. Наша цель — достичь ощутимых результатов при работе во всех секторах на саммите ЕС-США, который пройдет во время председательствования Греции.
Будет оказана дальнейшая поддержка развитию отношений между ЕС и Канадой при обсуждении основополагающих международных вопросов.
Средиземноморский регион имеет традиционно сформировавшиеся отношения с ЕС, мы постараемся еще больше укрепить их во время нашего председательствования. Главная цель — достичь разрядки напряженности в регионе за счет поощрения диалога и сотрудничества между средиземноморскими странами и укрепления их связей с ЕС (меры укрепления доверия, новые институты такие, как Евро-Средиземноморская парламентская ассамблея). План действий, который был принят на последней Евро-Средиземноморской конференции министров иностранных дел в Валенсии, заложил благоприятную основу для развития Барселонского процесса и более активного вовлечения средиземноморских партнеров в этот процесс. Председательствующая Греция будет работать над выполнением взятых в Валенсии обязательств и способствовать диалогу со средиземноморскими странами по сотрудничеству в областях торговли, развития, правосудия, иммиграции, безопасности и охраны окружающей среды. Учреждение Евро-Средиземноморского Института для межкультурного диалога укрепит сотрудничество по вопросам, связанным с информацией и культурой по проблемам молодежи. Во время нашего председательствования будут проведены конференции министров иностранных дел и энергетики.
Традиционные связи ЕС с ближневосточным регионом должны получить дальнейшее развитие благодаря созданию возможностей для эффективных действий, направленных на то, чтобы положить конец насилию, чтобы политические соображения взяли верх над военными перспективами и оживили мирный процесс. С этой целью следует содействовать работе «квартета» как решающего элемента координации усилий международного сообщества. В этом контексте мы будем поддерживать усилия, нацеленные на реформы в Палестинской администрации, на получение позитивного ответа со стороны Израиля, так как нерешение этих проблем сказывается на мирном процессе. Следует поддерживать сторонников мира с обеих сторон путем возобновления контактов между представителями двух упомянутых гражданских обществ.
Мы сохраним наши контакты с соседями Ирана и продолжим диалог с этой страной. Наша цель — развивать отношения с арабским и исламским миром для установления атмосферы доверия и сотрудничества, которая будет содействовать безопасности в регионе. В более широком контексте продвижение переговоров по соглашению о свободной торговле явится положительным моментом для стран Персидского залива.
Нужно усилить роль ЕС на африканском континенте. Саммит Европа-Африка в Лиссабоне 5 апреля 2002 года открыл для этого хорошие возможности. Мы приложим большие усилия для предотвращения конфликтов в кризисных районах и преодоления гуманитарного кризиса на африканском континенте.
Для азиатского континента мы разрабатываем меры, базирующиеся на выводах 4-й встречи «Азия-Европа» (АСЕМ) и возможностях, предоставляемых министерской встречей ЕС-АСЕАН, которая состоится в Брюсселе. Развитие отношений ЕС с Японией и Китаем должно постепенно выйти на уровень, соизмеримый со значимостью этих двух стран. Роль ЕС до сих пор заключалась в том, чтобы содействовать нормализации отношений между Индией и Пакистаном и предотвращению нового кризиса. Для того, чтобы и далее стабилизировать безопасность в регионе, мы продолжим поддерживать меры по восстановлению Афганистана и меры по реализации соглашения, заключенного в Бонне.
Основываясь на возможностях, предоставляемых встречами на уровне министров с представителями латиноамериканских стран и продолжая усилия, предпринятые на последних мадридских саммитах, мы будем стремиться во время нашего председательствования укрепить отношения ЕС со странами региона. Министерская конференция ЕС и Группы Рио будет следующим шагом в этом направлении.
В области развития важно добиваться прогресса в отношении соглашений об экономическом партнерстве, и мы надеемся, что министерская конференция между ЕС и африканскими, карибскими и тихоокеанскими странами в мае 2003 года ускорит этот процесс. Тем временем мы будем рассматривать ряд вопросов на Совете, таких как ориентационная дискуссия по европейской внешней политике, вопросы иммиграции и развития. Мы будем работать вместе с Европейской комиссией для установления лучшего партнерства между Севером и Югом в соответствии с обязательствами, взятыми в Монтерее и Йоханнесбурге.
С целью обеспечения удовлетворительного исхода 5-й министерской сессии в Канкуне мы будем стремиться получить положительные, сбалансированные результаты во время переговоров по вопросам развития в Дохе. Греческое председательство пытается достичь прогресса во всех областях и, в частности, по тем вопросам, по которым существует договоренный график на первую половину 2003 года, то есть по услугам, сельскому хозяйству и доступу к рынку. На уровне двусторонних торговых отношений мы делаем особый акцент на Позитивной Экономической Повестке дня ЕС-США. Мы будем поддерживать благотворный процесс в Евро-Средиземноморской зоне свободной торговли и стремиться к прогрессу в переговорах со странами Персидского залива, государствами Меркосура, Ираном, африканскими, карибскими и тихоокеанскими странами, а также к завершению переговоров по соглашению о сотрудничестве с Сирией.
Международное сотрудничество и особенно сотрудничество с США в борьбе против терроризма имеет громадную важность. Политический диалог между ЕС и третьими странами по этому вопросу необходим, чтобы международный союз против терроризма стал более эффективным. Мы продолжим усилия по включению этого вопроса во все аспекты внешней политики ЕС, на международных форумах, а также в двусторонних отношениях.
Во время нашего председательства будет подготовлен текст о приоритетах для подготовки европейской позиции в отношении Генеральной Ассамблеи ООН. В то же время мы будем изучать доклад генерального секретаря ООН по реформе этой организации.
Трудности, с которыми ЕС столкнулась в продвижении своих позиций на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, высветили существенное несоответствие во внешней политике ЕС в том, что касается дипломатии в экологической области. Греция постарается оказать содействие развитию общей европейской стратегии по проблемам окружающей среды. В дополнение к поддержке европейских позиций по этим вопросам, экологическая дипломатия может стать эффективным инструментом политики сближения между народами. В этом контексте пройдут встречи с заинтересованными государствами-членами, Генеральным секретариатом Европейского совета и Европейской комиссией и приняты усилия по образованию сети директоратов по экологической политике в министерствах иностранных дел государств-членов. Будет проведена международная конференция на тему «Мир и стабильность» в сотрудничестве со Всемирным банком.
Во время председательства Греция использует любые возможности для распространения инициативы Олимпийского перемирия, в том числе ряд международных событий. Станет доступна информация об этой международной мирной инициативе, а также о проведении специальных церемоний подписания перемирия с участием лидеров и других личностей, пожелавших содействовать распространению этой инициативы.
Европейская политика в области безопасности и обороны
Главным приоритетом председательствующей Греции в области безопасности и обороны будет решение всех незаконченных вопросов для того, чтобы обеспечить в течение 2003 года полную операционную способность ЕС к глобальному управлению кризисами и развитие политико-военного сотрудничества.
В этом контексте с учетом военных аспектов европейской политики в области безопасности и обороны председательствующая Греция будет концентрировать свои усилия на улучшении военных возможностей ЕС, чтобы дать ему возможность проводить — на автономной или неавтономной основе — миссии петерсбергского типа. На этом уровне внимание будет уделено сектору вооружений и, особенно, укреплению европейской оборонной промышленности, главным образом, за счет развития исследований и технологии, консолидации, дальнейшего расширения и углубления сотрудничества с НАТО. Также при осуществлении необходимых изменений в механизме европейской политики в области безопасности и обороны после расширения будет обращено внимание на обеспечение более безболезненной адаптации новых членов, на завершение разработки рамочных институционных основ для функционирования механизма принятия необходимых операциональных концепций и общих идей, дополнительной подгонке и проверке процедур, главным образом за счет предварительной работы, включающей реализацию программы учений, укрепления связей с третьими странами, особенно потенциальными партнерами. Особый акцент должен быть сделан в отношениях с Россией с целью ее интеграции в европейскую систему безопасности, а также для развития диалога и более тесных отношений — на уровне европейской политики в области безопасности и обороны — со средиземноморскими и балканскими странами.
На уровне управления политическими кризисами цель председательствующей Греции — интегрировать возможности и базу для операционных действий во всех четырех областях (полиция, законность, гражданская оборона, государственная администрация), проводя в то же самое время решение «горизонтальных» вопросов, таких как финансирование, участие третьих стран и сотрудничество с международными и неправительственными организациями. Особое внимание будет уделено политико-военному сотрудничеству.
По вопросу о предотвращении конфликтов председательствующая Греция представит доклад об успехах за год, который отразит результаты, достигнутые в этой области за время второй половины 2002 года и первой половины 2003 года. Целью председательствующей Греции будет развитие регионального подхода за счет концентрации внимания на предотвращении конфликтов в таких районах, как Балканы, создание механизмов и разработка процедур предотвращения конфликтов, а также развитие сотрудничества с международными и неправительственными организациями.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Согласно решениям Севильского саммита правительственный консультационный комитет продолжит играть координирующую роль и будет нести главную ответственность за подготовку сессии Европейского совета. В контексте подготовки мы продолжим дискуссии, которые начались во время председательствования Дании по вопросам языков и ротационного председательствования в связи с предстоящим расширением.
Во время нашего председательства Европейский совет рассмотрит режим, распространяющийся на европейских парламентариев и политические партии с особым акцентом на финансировании. Одновременно мы будем концентрировать внимание на статусе официальных лиц ЕС, что представляет большой интерес для деятельности ЕС.
Председательствующая Греция придает важное значение будущей политике в сфере экономической социальной сплоченности, и мы с интересом ожидаем 2-й промежуточный доклад о сплоченности. В этих рамках мы будем способствовать диалогу о будущей политике в области сплоченности после расширения ЕС и о политике оказания помощи районам, находящимся в особенно неблагоприятном, со структурной точки зрения положении, таким как острова.
Европейский совет продолжит дискуссии по вопросам реструктурирования внешних действий, делая акцент на их операционных аспектах. Более того, в контексте севильских решений Европейская комиссия представит в дополнение к ежегодной программе на 2004 год программу на ряд лет, которая, как ожидается внесет значительный вклад в межинституциональный диалог внутри Европейского союза.
IV. ЭПИЛОГ
Задача организации председательства в ЕС сейчас достигла совершенно иного масштаба по сравнению с предыдущим председательством Греции в 1994 году. В настоящее время значительно расширились обязанности председательствующей страны в сферах внешней политики, правосудия и внутренних дел.
В первой половине 2003 года пройдут две сессии Европейского совета, пять международных саммитов (ЕС-Африка, подписание Договора о вступлении новых членов в ЕС, Европейская конференция, ЕС-Россия, ЕС-Западные Балканы), 39 очередных заседаний совета министров и 14 неформальных заседаний советов на уровне министров и других встреч. Кроме того, запланированы 16 заседаний «тройки» на высшем уровне, а также 37 министерских «троек» и более 180 встреч и конференций на различных других уровнях в 36 греческих городах.
Завершая свои двухлетние приготовления, председательствующая Греция обладает высоким чувством ответственности в отношении Европейской семьи за критически важную роль, которую она будет играть в период, имеющий четко выраженный переходный характер. Она будет стремиться сбалансировано продолжать высоко позитивную роль Дании, которая председательствовала до нее в ЕС, продолжая рассмотрение и завершая решение оставшихся вопросов и одновременно выдвигая новые идеи и предложения для действий расширенной Европы — Европы, которая более конкурентоспособна, более справедлива в социальном смысле, более безопасна, которая играет важную роль на международной арене и, прежде всего, намного ближе к своим гражданам. Тесное сотрудничество с Италией, которая будет председательствовать во второй половине этого года, обеспечит, по нашему мнению, необходимую непрерывность и сплоченность действий в 2003 году, году крупных решений о будущем Европейского союза.