Преподаватель новогреческого языка А. Соколюк (пятый справа), игумен Тихон (Зайцев) (первый справа),
иеромонах Дионисий (Шлёнов) (третий справа) с группой семинаристов и академистов, изучающих новогреческий язык
Московская духовная академия, основанная в 1685 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Иоакима, до сих пор является крупнейшим центром богословского образования Русской православной церкви. В те далекие времена Академию возглавили братья иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению, приехавшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладая глубокими энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои усилия для организации первого на Руси высшего духовного учебного заведения. Первые занятия проходили в Московской Богоявленской обители. Тогда же началось строительство здания Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, куда в 1686 году переехали братья Лихуды со своими учениками.
Славяно-греко-латинская академия, именовавшаяся первоначально греческими, или Спасскими, школами, унаследовала церковно-богословские традиции православия, многие ее выпускники внесли огромный вклад в отечественное духовное просвещение. Во времена Петровских реформ Академия значительно расширила свою научно-богословскую деятельность, возросло число наставников и учеников, было введено преподавание латинского языка, пополнилась библиотека. Одним из наиболее ярких событий в истории Академии является начатая в 1712 году архимандритом Феофилактом и учениками Лихудов работа над новым изданием Священного Писания в славянском переводе, завершенная в 1751 году иеромонахом Варлаамом, удостоенным за этот труд должности ректора Академии.
При митрополите Московском и Коломенском Платоне (последняя четверть XVIII века) были заложены основы русской церковно-исторической науки, началось преподавание на русском языке, что ограничило влияние западно-европейской схоластики и латыни. Особое внимание уделялось изучению церковного устава, а также ряду новых предметов, придавших академическому курсу полноту и многосторонность.
Реформа церковного образования (начало XIX века) открыла новые, еще более широкие горизонты, а сама Академия по решению Святейшего синода была переведена из Москвы, где ее помещения сильно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, основанную Преподобным Сергием Радонежским (XIV в.). Открытие преобразованной Академии, руководствующейся новым учебным уставом, состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1814 года.
В XIX веке сложилась школа исследователей русской церковной истории, благодаря которой уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными для ознакомления и более подробного изучения. Наряду с историческим складывается и направление христианской онтологии и истории философии.
История возрождения Московской духовной академии в новейший период связана с именами Святейших Патриархов Сергия, Алексия и Пимена. В 1943 году по решению Священного синода был утвержден проект организации богословских школ. В 1944 году на территории Новодевичьего монастыря в Москве открылись Православный богословский институт и Богословские пастырские курсы, переименованные позднее в Московскую духовную академию и Московскую духовную семинарию, которые вновь разместились в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 1947 году.
Московские духовные школы готовят священнослужителей, богословов, преподавателей и других квалифицированных работников Русской православной церкви. Здесь преподаются богословские, церковно-исторические, церковно-практические и общеобразовательные предметы. Музыкально и художественно одаренные учащиеся изучают основы регентского дела и иконописи. Выпускники Академии работают в епархиях, в аппарате Московской патриархии, в самой Академии и других церковных учреждениях.
Филологической базой для богословских и исторических занятий является преподавание древних (древнееврейского, древнегреческого и латинского) и новых (английского, французского, немецкого и греческого) языков. Огромное значение придается изучению церковно-славянского языка, который и в наши дни продолжает оставаться богослужебным языком Русской православной церкви.
Вернемся, однако, к новогреческому языку. Все началось в середине 90-х, когда в стенах Академии проходил свое обучение один монах — киприот. Именно благодаря его ходатайству Киккский монастырь (Кипр) принял решение, с благословения Ректора МДАиС епископа (ныне архиепископа) Верейского Евгения, оказать помощь в организации факультатива новогреческого языка и предоставить учебные пособия, оборудование и финансовую помощь. Никто и не предполагал тогда, что дело примет серьезный оборот и это полезное начинание выльется в образование Отделения классической и новогреческой филологии, у истоков которого стоял безвременно ушедший из жизни молодой и энергичный Виктор Григорьевич Соколюк (1952–1997 гг.). Именно он начал регулярно приезжать в Академию и проводить занятия с небольшой группой академистов, которые сегодня, будучи священнослужителями, неразрывно связали свою жизнь с греческим языком, работая кто в Московской патриархии, кто в стенах Академии. Все они с чувством огромной благодарности вспоминают своего первого преподавателя.
Нельзя было допустить, чтобы все закончилось так и не начавшись. Факультативные занятия продолжил сын В.Г. Соколюка, Алексей Соколюк, выпускник факультета иностранных языков Московского педагогического университета и философского факультета Государственного Афинского университета. Необходимо было решить многие организационные вопросы, завершить обучение первой группы и набрать новую, разработать программу дальнейшей работы.
Усилия не пропали даром. Сначала по благословению ректора МДАиС была предоставлена просторная аудитория. А в 1998 году факультатив был преобразован в Отделение классической и новогреческой филологии, где в настоящий момент ведется преподавание древнегреческого, латинского, новогреческого языков, а также разрабатываются курсы по патрологии, церковной истории и истории Византии. И все это при участии иеромонаха Дионисия (Шленова), который сегодня руководит классическим направлением деятельности Отделения. Весь преподавательский состав Отделения — выпускники Академии. Это молодые священнослужители, занимающиеся преподаванием, составлением новых учебных пособий и переводами церковной и новогреческой литературы.
Необходимо отметить, что помимо студентов (семинаристов и академистов), среди которых есть и иностранцы, двухгодичные занятия по новогреческому языку посещают учащиеся регентской и иконописной школ, монахи лавры и даже преподаватели Академии. Один из них, игумен Тихон (Зайцев), теперь тоже преподает новогреческий язык. Лучшие из слушателей ежегодно получают стипендии, предоставляемые различными учебными заведениями Греции, и отправляются на стажировку совершенствовать полученные знания. Наиболее сильные студенты получают Международный диплом новогреческого языка, сдавая организуемый ежегодно на базе МГУ им. М.В. Ломоносова Министерством образования Греции соответствующий экзамен.
Кроме этого ведется активная переписка с Грецией, Кипром и другими странами, основана и постоянно пополняется новыми изданиями библиотека, насчитывающая на сегодняшний день около трех тысяч томов классических, византийских и новогреческих авторов, церковную и богослужебную литературу, учебные пособия и словари. Представители Отделения принимают участие в разнообразных конференциях и семинарах, организуемых, прежде всего, в Греции и на Кипре, а также во многих других мероприятиях. Они сопровождают греков, приезжающих в качестве паломников в Троице-Сергиеву лавру, проводя им экскурсии на их родном греческом языке.
Можно с уверенностью сказать, что у Отделения классической и новогреческой филологии, открытого абсолютно для всех, есть будущее. Число желающих изучать новогреческий язык постоянно возрастает. Ежегодно набирается группа численностью от 15 до 25 человек. В перспективе переход на четырехгодичную программу обучения с постепенным введением спецкурсов по фонетике, лексикологии, истории языка, страноведению, древнегреческой, византийской и новогреческой литературе. Проводимые занятия основаны на сочетании разнообразных методов преподавания с использованием аудио- и видеоматериалов. Есть и другие планы и идеи, но о них еще пока рано говорить.
Наконец, хотелось бы выразить слова огромной благодарности и признательности посольствам Греции и Кипра в Москве за ту бесценную и существенную помощь и поддержку, которую они постоянно оказывают Московской духовной академии и семинарии. Что, собственно говоря, вполне естественно, ведь речь идет о православных странах, объединенных общей многовековой историей и крепкими узами дружбы.
Алексей Соколюк, преподаватель новогреческого языка МДАиС
В Троицком соборе Лавры, построенном в 1423 году, покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского