Греция будет председательствовать в первой половине 2003 года в условиях исключительно важных как для будущего развития Евросоюза, так и для нее самой, считает греческий МИД. Прежде всего Греция как председатель ЕС имеет опыт более 20 лет партнерских отношений со странами союза и трех предыдущих председательствований (в 1983, 1988 и 1994 годах). Более того, Греции сейчас особенно доверяют, и она обладает важным политическим весом, ценимым как ее партнерами, так и третьими странами, государствами более широкого региона Юго-Восточной Европы, а также на международной арене в целом.
Евросоюз ощущает в настоящее время особую необходимость в том, чтобы гарантировать прогресс во многих критически важных областях: реформировании своих институтов, своем эффективном и мощном присутствии на международной арене, в проведении совместной экономической политики, в своем политическом и оборонном развитии, в социальной области, по болезненному вопросу борьбы с иммиграционными потоками. Это лишь некоторые из важных примеров таких сфер.
Греция как председатель ЕС призвана сыграть важную роль на фоне крайне важных событий:
- динамичного изменения обстановки на Ближнем Востоке;
- потенциального появления новых очагов напряженности на международной арене;
- возможных изменений в политическом соотношении сил в Европейском союзе наряду с изменением целей, приоритетов и политических ориентаций нынешних правительств государств-членов;
- расширения ЕС с огромными задачами и воздействием на способ функционирования нового Евросоюза в составе 25 государств-членов.
Для председательствующей в ЕС Греции важно гарантировать приоритеты и способствовать принятию решений на основе сбалансированности интересов и приоритетов между экономической и социальной областями. Речь идет о решениях, на которых будет базироваться политика в области занятости, общественной сплоченности, борьбы с такими социальными проблемами, как неравенство, бедность, особенно детская, нищета, наркотики, иммиграция и т.д.
В течение месяцев, оставшихся до начала председательствования Греции в Евросоюзе, будут идти заключительные переговоры о принятии в ЕС новых членов. Завершение этих переговоров является главным приоритетом председательствующей Дании, что поддерживает и Греция. Подписание Договора о вступлении в ЕС новых членов состоится в период председательствования Греции. Будет также важен и символизм официального объявления о вступлении новых членов, прежде всего Кипра, в Евросоюз, которое состоится в Греции.
Одновременно будет активно поддерживать кандидатуры Румынии и Болгарии.
При условии, что будет существовать это благоприятное стечение обстоятельств, Европа начнет двигаться по новому пути. Необходимые институционные изменения обсуждаются на Конвенте по будущему Европы, которая, согласно заявлению Лакенского саммита, призвана представить свои предложения в первой половине 2003 года. Греция занимает четкую позицию, высказываясь в пользу Европы с демократическим и социальным характером, эффективными наднациональными структурами, сильной перераспределительной политикой и мощным бюджетом с тем, чтобы поддерживать единую валюту и единый рынок.
По оценкам, председательствующая Греция уделит большое внимание сфере сельского хозяйства в рамках проводящегося пересмотра единой сельскохозяйственной политики Евросоюза, тогда как потребуется также разработка единой позиции ЕС по вопросу переговоров о новом сельскохозяйственном соглашении в рамках ВТО.
Во время весеннего саммита глав государств и правительств будет дан толчок реализации политики лиссабонской встречи на высшем уровне, поставившей целью превратить экономику ЕС до 2010 года в наиболее динамичную и конкурентоспособную в мире.
Греция будет стремиться усилить координацию политики по экономическим, социальным вопросам, а также мерам в сфере занятости, которые могли бы рассматриваться параллельно начиная уже с весеннего саммита в 2003 году. В рамках важнейшего начинания с целью повышения конкурентоспособности европейской экономики должны сочетаться экономические политики групп стран — как тех, кто принадлежит к Европейскому валютному союзу (ЕВС), так и тех, кто не входит в ЕВС. Под тем же углом зрения должны рассматриваться и страны, вступающие в Европейский союз, и наиболее подходящий способ их вступления с тем, чтобы это негативно не сказалось на Евросоюзе, а ЕС продолжил в еще большем масштабе динамичное развитие путем, который наметил. Одним словом, координация этих политик должна стать систематической, и в дальнейшем они должны идти в тех направлениях, которые являются привлекательными и могут поддерживаться обычными гражданами.
В рамках обеспечения поддержки политики ЕС гражданами председательствующая Греция сделает акцент и на вопросе безопасности. Она будет концентрировать свою деятельность в области укрепления безопасности внешних границ, борьбы с преступностью, особенно в ее организованной форме, и пресечения нелегальной иммиграции. Деятельность в этих сферах должна стать частью комплексного «пакета» мер, общей стратегии, которая проходит красной нитью через политику во всех смежных областях.
В общем плане — и опять с целью обеспечения безопасности граждан — председательствующая Греция поставит перед собой задачу — реализовывать общую оборонную политику, которая определена в рамках общей политики Евросоюза в области внешней политики и безопасности, а также цели в области политики преодоления кризисных ситуаций. Усиление Евросоюза в области безопасности и обороны с самого начала является политическим устремлением Греции.
В сфере внешней политики многое будет зависеть от событий, которые до этого времени произойдут. Во всяком случае базовые принципы, которыми будет руководствоваться председательствующая Греция, — ясны: это попытка разрядки и урегулирования региональных конфликтов, где особое место занимает проведение политики предупреждения конфликтов с целью устранения порождающих их причин. Греция стремится к укреплению европейской ориентации стран Западных Балкан посредством продвигаемых соглашений с Евросоюзом, а также к развитию комплексной политики ЕС в отношении средиземноморских стран и укреплению связей с Россией.
С политической точки зрения вышесказанное означает, что председательствующая Греция в 2003 году призвана решать целую серию крупных вопросов политики ЕС, являющихся «координатами», в рамках которых она будет действовать и которые наложат печать на решения и меры, которые будут приниматься в этот период.
Греции придется выполнять трудную задачу подготовки Евросоюза и новых стран-членов к новому пути с новыми и неизвестными проблемами, последствиями и перспективами. Что за ЕС возникнет после расширения — вопрос, ответа на который не знает никто. Какие правила и институционные изменения произойдут после реализации процедур, разрабатываемых Конвентом по будущему Европы, — тоже один из неизвестных факторов.
Греция как председатель ЕС будет придавать большое значение исчерпанию всех возможностей, чтобы общие решения, которые будут приниматься, обеспечивали сбалансированность в треугольнике «конкурентоспособность — занятость — социальная Европа».
На основе вышесказанного Греция будет:
- председательствовать во время расширения ЕС и подписания соглашения об увеличении числа членов Евросоюза с 15 до 25. Особенно для Греции вступление Кипра в ЕС имеет особое историческое значение;
- председательствовать в период подготовки перехода от Конвента к Межправительственной конференции по проблемам новой реформы Евросоюза, то есть по вопросу будущего Европы;
- председательствовать, делая особый акцент на сбалансировании и эффективном продвижении всех сторон политики лиссабонского саммита в рамках весенней встречи на высшем уровне в 2003 году (экономика — занятость и социальная сплоченность — общество знаний — устойчивое развитие);
- председательствовать, способствуя расширению и сотрудничеству ЕС на Балканах (благодаря применению новой «карты автомобильных дорог» для Болгарии и Румынии и заключению соглашений о сотрудничестве со всеми балканскими странами).
Греция будет председательствовать в политической обстановке, которая, возможно, повлечет за собой принятие политических мер, отличных от тех, что принимаются в настоящее время. Важное значение будет играть стабильность или нестабильность в областях, граничащих с ЕС (особенно Ближний Восток), что потребует выдвижения соответствующих инициатив.
Подытоживая, надо сказать, что председательствование в Евросоюзе придаст в целом Греции новый имидж как страны, привыкшей работать с европейскими институтами, страны, которая заботится о благосостоянии европейских граждан и о творческом подключении их к постоянно ведущемуся европейскому строительству. Таким образом, председательствующая Греция будет стараться добиваться все более благоприятного восприятия инициатив и мер Евросоюза со стороны своих граждан и поэтому стремиться к эффективному, творческому и гармоничному проведению финального саммита в Салониках.