На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

09.10.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№1 Апрель 2002 года
ОБЩЕСТВО 
 
Православие открыто к диалогу

Алексий II уверен, что контакты между церквями — путь к бесконфликтному, цивилизованному миру

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, члены Священного Синода РПЦ, представители других религиозных конфессий, российские парламентарии, представители правительственных структур, иностранные дипломаты, журналисты прибыли на встречу в Посольстве Греции в Москве в связи с празднованием Недели Православия.

Чрезвычайный и полномочный посол Греции в РФ Димитриос Параскевопулос, приветствуя Алексия II, подчеркнул, что смысл Недели Православия заключается в первую очередь в единстве православия. Основное послание праздника — это терпимость, смиренность и уважение религиозных и культурных особенностей других людей. Отсюда вытекает и стремление русского православия и православия в целом к диалогу и контактам между религиями, к межконфессиональному сотрудничеству.

В свою очередь, Патриарх сердечно поблагодарил посла за то, что традиция празднования в Посольстве Греции Недели Православия, которая возникла почти 10 лет тому назад, сохраняется и поныне, и на встречу туда приезжают дипломаты, государственные и религиозные деятели.

«Полностью согласен с Вами, что православие открыто к диалогу, — сказал Алексий II. — Восточнохристианская традиция имеет богатые корни, и мы готовы сотрудничать с европейским и мировым сообществом, поделиться этим богатством, традициями истории, веры. Думаю, что это только обогатит европейское и мировое сообщество». Патриарх указал на свободу религии в России, подчеркнув, что за последнее десятилетие открылось много храмов Русской Православной Церкви, и огромное число иконописцев в настоящее время талантливо расписывают построенные и восстановленные храмы.

Отвечая на вопрос о том, рассматривалась ли перспектива паломнического туризма из России в Грецию с находившимся с визитом в Москве заместителем министра по делам развития Греции Георгиосом Георгакопулосом, Алексий II сказал, что эта тема обсуждалась уже неоднократно с представителями греческого правительства, отвечающими за туризм. «Всегда мы приходили к единодушному мнению, что туризм должен быть разделен, — отметил он. — Есть светский туризм, когда люди хотят посетить античные достопримечательности, и есть паломничество, когда они хотят посетить святыни. И в Греции, и в России таких святынь очень много, и поэтому мы будем всячески приветствовать посещение греческими паломниками наших святынь и поездки наших верующих для паломничества в Грецию». При этом Патриарх заявил, что вопрос об открытии подворья Элладской Православной Церкви в Москве «должен обсуждаться на паритетной основе: открываем подворье в Москве и одновременно открываем подворье Русской Православной Церкви в Афинах».

Касаясь международных проблем, предстоятель РПЦ заявил, что воспринимает усиление противостояния на Святой Земле, которая для всех христиан мира является священной, с глубокой печалью и душевной болью. Иерусалим, где находятся святыни трех монотеистических религий, должен стать городом мира, а не местом, где постоянно льется кровь, нарушаются нормы человеческой жизни и свобода передвижений.

Религиозные деятели мира должны стать активными участниками миротворческого процесса, призванного остановить эскалацию напряженности Ближнем Востоке, подчеркнул Алексий II, выразив сожаление в связи с тем, что меры политического воздействия пока не дали результата, не выполняются резолюции Совета Безопасности ООН. Он выразил мнение, что духовные лидеры «обязаны своим авторитетом убедить воюющие стороны прекратить кровопролитие и вернуться к переговорному процессу». Предстоятель убежден, что «только миром израильтяне и палестинцы обязаны урегулировать вопросы своего бытия».

Касаясь отношений с Римско-католической церковью, Патриарх не исключил возможности диалога с Ватиканом, но одновременно подверг его резкой критике за объявление им о реорганизации своих структур в России без согласования с Московским Патриархатом. «Когда папа Римский принимал нашу делегацию в Ассизи, он ни словом не обмолвился о планируемом решении», — сказал Алексий II, назвав действия Ватикана «недружественным шагом». Именно это решение, по его словам, сорвало двусторонние переговоры, которые предполагалось провести в Москве во время визита в Россию кардинала Вальтера Каспера. РПЦ пришлось уведомить кардинала о невозможности его визита в настоящее время.

Предстоятель подтвердил, что действительно направил поздравление с Пасхой Иоанну Павлу II. Однако, отметил он, идентичные послания были отосланы от его имени главам всех христианских церквей мира, отмечающих Светлое Христово Воскресение по западной традиции. Патриарх подчеркнул, что «никаких попыток начать переговоры с РПЦ, чтобы уладить последствия возникшего конфликта, Ватикан не предпринимал». Тем не менее Патриарх еще раз подчеркнул готовность РПЦ сотрудничать с Римско-католической церковью для урегулирования всех наболевших проблем. Говоря о еще одной проблеме в межцерковных отношениях, Алексий II выразил мнение, что решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге в пользу сторонников Бессарабской митрополии осложнит отношения Московского и Румынского Патриархатов.

Предстоятель заявил о готовности Русской Православной Церкви продолжить переговоры с Румынским Патриархатом с тем, чтобы «путем диалога решить эту проблему, существующую не первый год». Патриарх признал, что образование Румынским Патриархатом в 1992 году Бессарабской митрополии на территории Молдовы «внесло определенное напряжение между нашими церквами». Но дал понять, что это касается отношений двух церквей и вмешательство европейских судебных инстанций здесь нежелательно.

Как известно, возрождение Бессарабской митрополии, существовавшей в правобережной части Молдавии и ряде украинских областей, входивших с 1918 по 1940 год в состав Румынии, было предпринято стараниями кругов, выступающих за воссоединение с соседним государством. Кишиневские власти отказались зарегистрировать эту структуру, опасаясь раскола митрополии Молдавии, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата. Это и послужило поводом для сторонников новообразованной структуры обратиться в Страсбургский суд. Однако принятое им решение не является окончательным.

Посол Греции в Москве Димитриос Параскевопулос в своей приветственной речи по случаю присутствия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ужине в Посольстве Греции затронул тему значимости межрелигиозных контактов и взаимопроникновения культур, отметив, что это в России с успехом практикуется уже много веков.

Обращаясь к Его Святейшеству и приглашенным, г-н Параскевопулос сказал: «Большинству из вас, почтивших нас сегодня своим посещением, известно, что вот уже несколько лет как утвердилась традиция присутствия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на этом ужине в качестве почетного Хозяина Дома по случаю годовщины праздника Восстановления икон в Византии, Восточной Римской Империи, в 843 году. Каждый год это празднование дает нам возможность выработать какое-либо конкретное воззвание, смысл которого вытекает из значения этого исторического события.

Нынешнее наше воззвание просто не могло быть чем-либо иным, кроме как призывом к терпимости, общению и взаимопониманию между людьми. Основная ответственность за выполнение этой миссии очевидным образом возлагается на Религию — как в качестве духовного и канонизированного ответа на первичную реакцию Человека перед Неизвестным, так и в качестве исторического фундамента культуры. Сегодня более чем когда бы то ни было диалог религий и цивилизаций стал необходим в свете, а лучше сказать в тени, бесчеловечных деяний, совершенных прошлой осенью в Нью-Йорке.

Наши помыслы сегодня обращены и к людям Святой Земли. Ко всем тем, кто с обеих сторон пал жертвой слепого насилия, откуда бы оно ни происходило. Лидеры и граждане, солдаты и боевики, правительства и простые люди — все они должны внять голосу здравого смысла. И воззванию религии.

Каждая религия несет в себе некую общезначимую перспективу. Эта перспектива предполагает общечеловеческие ценности, такие, как терпимость, понимание и уважение. Бог не может быть жестоким и мстительным воителем. Для православных христиан суть сегодняшней годовщины сводится к тому, что в этот день был положен конец, по крайней мере в нашей части христианства, применению силы и подавлению ради навязывания одних религиозных верований за счет других.

Конец иконоборческого движения ознаменовал собой терпимость, свободу вероисповедания и, в конце концов, смирение и уважение к другому человеку.

Значение этого поворотного пункта православной истории более чем актуально сегодня. Нетерпимость, фанатизм и осуждение самобытности и уникальности религии, вероисповедания или учения привели в прошлом сентябре к трагическим событиям. Конструктивный и эффективный диалог между религиями и цивилизациями мог бы послужить средством для продвижения к мирному сосуществованию людей, чтобы человечность возобладала над нанесенным недавно беспрецедентным ударом. Нужен диалог, основанный на искреннем и подлинном уважении к другому, через призму уникальности его религиозной традиции и вне духа конкуренции. Должны быть развиты и востребованы религиозные принципы и исторические пути мирного сосуществования на основе культурной политики, выросшей из практики духовного общения, в рамках которого на взаимной основе придается ценность всем верованиям. Ибо провозглашение превосходства собственной идентичности и культуры является показателем глубинной тенденции к соперничеству и доминированию.

Здесь, в этой стране, дух религиозной свободы является уже многовековым завоеванием. Православие, существенная часть души этого народа, явилось той силой, которая обеспечила мирное сосуществование последователей различных религий и культур в многонациональной России. В течение последних двенадцати лет Русская Православная Церковь под светлым водительством Патриарха Алексия II задала этой исторической традиции новую перспективу: воззвав к жизни новое качество религиозной реальности, она доказала ценность активного участия Религии в эволюции общества в России с ее множеством культур и верований.

Мы живем в мире, который глобализуется только экономически. Диалог религий и культур призван обогатить и дополнить процесс мирового развития и заполнить тот духовный вакуум, который образовывается в процессе глобализации. Это должно способствовать усилиям по обеспечению справедливости, равенства и достоинства всех граждан этого мира. Мира, который больше уже не приемлет разделительных линий, городов, перегороженных стенами, изоляции и обращенности вовнутрь. В воображении уже существует ковчег мировой человеческой культуры, которая вмещает в себя западный рационализм и восточную музыку, модернизм и исламское искусство, восточный мистицизм и Платона. И не стоит тратить усилий на выяснение того, чей вклад в этот эффект более значим.

Ибо это наследие принадлежит всем нам».

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА