Единогласным решением греческий парламент 24-02-1994 постановил считать 19 мая Днем Памяти геноцида греков малоазийского Понта турками за период 1916–1923 гг.
Систематическое истребление греков малоазийского Понта привело к уничтожению 353 000 человек, причем выжившие отправились в качестве беженцев в Грецию или Россию.
3000 ЛЕТ ИСТОРИИ
Значительная часть эллинизма сохранилась после распада Византийской империи на севере Малой Азии на Понте. Разумеется, взятие Трапезунда турками-османами с 1461-ом году означало для эллинизма Понта потерю независимости, но не своего национального самосознания.
В пределах Османской империи понтийские греки стали наиболее изолированной частью эллинизма, поскольку проживали на скудной земле, не привлекавшей особенного внимания высшего руководства империи. К тому же они представляли собой меньшинство среди множества иноверных и разноязыких народов, таких как курды или армяне.
Несмотря на все это, понтийским грекам удалось сохранить свой язык и свою веру, занять главенствующее место в хозяйстве городских центров данной области и даже приумножить свою численность, что позволило им расселиться и по областям Кавказа и Крыма и в конце концов значительно поднять уровень своей культуры и образования.
Причины экономического роста следует искать прежде всего в разработке рудников Аргируполиса, затем в расширении торгового пути
Трапезунд–Таврида и, наконец, в морской торговле с портами Понта Евксинского, в основном с крымскими.
Экономический рост сопровождался демографическим. В 1865 году число понтийских греков составляло 265 000 человек, а в 1880 г. достигло 330 000 человек, проживавших в основном в городских центрах. Понтийский эллинизм, концентрировавшийся в начале XX века в областях Синопа, Амазеи, Трапезунда, Самсуна, Лазики, Аргируполиса, Севастии, Токаты и Никополя, поглощенных Османской империей, насчитывал, согласно переписям Вселенской Патриархии и османских властей, примерно 600 000 человек. При этом в южной России и на Кавказе в то время жило приблизительно 150 000 понтийских греков, перебравшихся туда после захвата Трапезунда османами в 1461 г.
Естественным спутником экономического развития и роста населения явилось становление (на первоначальном этапе) и последующее развитие преподавательской деятельности. В 1860 году в районе Понта было 100 греческих школ, в то время как в 1919 году после распада османской империи количество школ достигло 1401, а учеников 86 000. Наиболее известными были Курсы Трапезунда. Разумеется, помимо школ, понтийские греки располагали типографиями, журналами, газетами, клубами и театрами, что свидетельствует не только об их высоком духовном уровне, но также и о национальном самосознании.
ПЛАН ГЕНОЦИДА
В июле 1914 года Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германии и объявила всеобщую мобилизацию. Ей подверглись также и понтийские греки, но не для того, чтобы пополнить собой турецкие вооруженные силы.
Правительство, считая понтийцев «неблагонадежным» населением, особенно после развала русско-турецкого фронта, начинает выселение греческого христианского населения Восточной Анатолии вглубь страны. Все пригодные к службе мужчины в возрасте 20–45 лет отправлялись в рабочие батальоны (ameles taboures). Тех, кто не подлежал призыву, вскоре также постигла эта участь, в особенности после занятия Трапезунда русскими 5 апреля 1916 года, приведшего турок в ярость.
1915 год стал трагической вехой в истории понтийского эллинизма Малой Азии. В тот год, когда все европейские государства оказались втянутыми в Первую Мировую войну, турки разработали план уничтожения христианского населения Малой Азии. В июне произошло изгнание и последовавшее за ним истребление армян. Тогда же начались и первые насильственные действия против греческого населения.
В декабре 1916 турецкими генералами Эмвером и Талаатом был разработан план уничтожения мирного греческого населения Понта, который предполагал «физическое уничтожение мужчин от 16-ти до 60-ти лет в городах и полное изгнание мужчин и женщин с детьми из деревень во внутренние области Анатолии с применением физического уничтожения». Это план был приведен в исполнение на две недели позже, в основном в областях Самсуна и Пафры.
Окрестности Трапезунда избежали бесчинства турок, только благодаря тому, что он был уже захвачен русскими войсками.
СОПРОТИВЛЕНИЕ
Угроза смерти вынуждала богатых греков выплачивать определенную денежную сумму в двадцать золотых лир («петели»), неимущим же приходилось уходить в горы. Здесь же оказывались и те, кто дезертировал из турецкой армии из-за невыносимых условий в ней. Так начали создаваться первые партизанские группы, которые действовали как сообща, так и по отдельности, ведя отчаянные бои с прекрасно вооруженной и обученной турецкой армией.
Партизанская война сосредоточилась в основном в западных областях Понта, в районах Амиса и Пафра. Только благодаря защите населения, которую обеспечивали партизанские отряды, из 183 тысяч проживавших в Амисе греков в эти годы выжило по крайней мере 50 тысяч. В 1915 году в борьбу с турками вступает отряд Василь-аги (Василеоса Анфопулоса), который сеял ужас среди турок в Амисе.
Партизанам под началом Пандель-Амису (Панделиса Анастасиадиса) удалось противостоять многотысячной турецкой армии в многодневной битве под Агиу-тепе (16 ноября 1917 года). Тот же отряд участвовал в важном сражении у Небентага (конец 1917 года) под Пафрой. Когда закончились все боеприпасы, отряд предпочел смерть турецкому ярму.
Осенью 1921 года воины Кутса-Анастаса (Анастасиоса Пападопулоса) уничтожили 700 турецких солдат в битве против турецкого военачальника Лива-паши на горе Топсам.
В конце 21-го года местечко Дазли стало местом столкновения между партизанами и командиром Джемалем Джевитом, который был уничтожен с помощью Истила-аги.
В восточном Понте защитники Санты вынудили турок дать ей неписаные права неприкосновенности. В битве под Копалантами 25 января 1918 года победа над турецкими войсками обеспечила спокойствие этой территории вплоть до 21-го года, когда Кемаль Ататюрк решил отправить огромную армию для борьбы с партизанским движением в этом районе. Глава местного партизанского движения, Евклидис Куртидис, успел лишь вывести оттуда женщин и детей.
Достойны упоминания также отряды Евстафия Феодоридиса, Иорданиса Тсарухонета, Иоанниса Кианхидиса, молодого священника Панайотиса Макридиса и Димосфена Евфремидиса.
По сегодняшним подсчетам, партизанское движение состояло из 6–7 тысяч участников, условия жизни которых были исключительно жалкими. Суровые погодные условия, холод и снег не оставляли возможности прокормиться за счет окружающих деревень. Обладая лишь почти первобытным оружием (ножами, кирками и т.д.) они пытались оградить мирное население от нападений турок. Долгое время их единственным источником вооружения служили отобранные в результате удачных столкновений с турками «трофеи», и лишь позднее партизанам стали помогать оружием русские.
В своем апогее партизанское движение Понта объединяло 18 000 бойцов. Однако отсутствие единого руководства (насчитывалось более 600 независимых партизанских отрядов со своими командирами) и надлежащего вооружения в конце концов привели это движение к поражению.
Когда же русские оставили Трапезунд в феврале 1918 года, половина его населения снялась с насиженных мест и последовала за отступающей русской армией. Большинство этих беженцев осело в районе Кавказа и грузинского побережья.
ПОНТОАРМЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Еще во время Первой мировой войны понтийские греки и эмигранты начали борьбу за свои права. На «I Всепонтийском съезде» в Марселе 4 февраля 1918 г., и в июле того же года в Батуме представители понтийских организаций заявили своей целью создание независимой Понтийской республики. Было выбрано временное правительство Понта. Председателем стал Василис Иоаннидис, а председателем Генеральной Ассамблеи — Никос Леонтидис, а позже — Леонидас Ясонидис. Одним из самых активных деятелей этого времени стал К. Константинидис — великий понтийский патириот и крупный предприниматель.
Это требование было отклонено «великими державами». Великобритания отказала Греции в требовании выслать на Понт солдат понтийского происхождения, служивших тогда в греческой армии.
Одновременно армяне попытались добиться международного признания армянского государства. Таким образом, понтийцы и армяне пришли к политическому столкновению в областях, которые населяли совместно.
Однако тогдашний греческий премьер-министр Э. Венизелос не одобрил плана по созданию независимого понтийского государства и, тем более, по объединению Понта с Грецией. Взамен он предложил сотрудничество греков и армян в рамках единого государства.
Несмотря на волну недовольства в понтийских организациях, вопрос основания понтоармянского госудаства был поднят в ноябре 1918 года на мирной конференции специально созданным для этого комитетом.
Греческая делегация поддержала наконец на Верховном Совете Союзнических Сил вхождение Трапезунда в армянское государство.
Однако в большинстве своем понтийские греки не приняли позицию греческого правительства, продолжая настаивать на провозглашении Понтийской Республики. В то же время, все усиливающиеся гонения нового Советского государства на греков с Юга России заставили Венизелоса пересмотреть свою политику по понтийскому вопросу.
Митрополит Трапезунда Хрисанф, с апреля 1919 представлявший понтийские интересы на мировом уровне, убедил стороны принять решение об устройстве федеративной армянской республики, где греки обладали бы правами автономии. «Великие державы» утвердили это решение на Мирной конференции, однако представители понтийцев на Конференции в Париже продолжали в своем меморандуме 1-14 мая 1919 года настаивать на создании собственного независимого государства под эгидой Греции и США.
Британский уполномоченный, Ф. Адам, однако, заявил, что это приведет к новой серии попыток объединиться с Грецией и к повторению старых конфликтов с национальными меньшинствами.
Наконец, в январе 1920 года Хрисанфом и президентом Армянской республики Хатисяном было подписано соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации. Стороны договорились также и о вооруженной защите Понта от нападений турок.
Однако отказ англичан поддержать создание национальных понтийских отрядов привело к поражению армянских войск под Эрзерумом в ноябре 1920 и к капитуляции Армении в декабре того же года. По условиям соглашения с Кемалем, понтийское население в итоге было оставлено на милость турецких войск.
ИСТРЕБЛЕНИЕ
19 мая 1919 года Мустафа Кемаль Ататюрк высадился в Самсуне, чтобы принять командование над двумя армейскими корпусами в Анатолии. С этого дня турецкий геноцид понтийских греков, который начался уже несколько лет назад, достигает своего апогея. Понтийцы стали жертвами кемалистского плана — очистить Малую Азию от национальных меньшинств. Союзница Турции — Германия, имевшая собственные экономические интересы в Энгисе и на среднем Востоке, не противилась уничтожению христианского населения и даже содействовала распространению геноцида. Под руководством немецкого полковника Лимана фон Сантера Турция начала мобилизацию христиан в рабочие отряды, которые, в действительности, стали лагерями смерти. По свидетельству немецкого консула Амиса Кухова, в 1916 году практически все население Синопа и прибрежных территорий было выдворено.
Занятие русскими войсками Трапезунда и появление партизанских отрядов послужило младотуркам лишним поводом к истреблению всего греческого. Все население, от мала до велика, было вынуждено перебираться с место на место, жить впроголодь и гибнуть. К февралю 1917 года погибло более четверти перемещенного населения, остальные же были доведены до крайнего обнищания. Так, при турецком градоначальнике Керасунда Топале-Османе, из 14 тысяч греков, проживающих в городе выжили лишь 4 тысячи.
Жестокость приверженцев Ататюрка была очевидна как внутри страны, так и для всей мировой общественности. Юрисконсульт Константинопольской комендатуры и президент следственной комиссии султанского правительства Фери-паши, Джемаль Нузхет, резко осудил действия Кемаля, обвиняя его в том, что тысячи греков были заживо сожжены в храмах, что их поселения разграблены, женщины подвергались насилию, и в целом около 90% процентов греческого населения Пафры было уничтожено. Европейские и американские гуманитарные организации и консульства подтверждали эти заявления. Газета Telegraph в мае 1922 года опубликовала протест украинской дипломатической миссии, которая стала свидетельницей разрушений, насилия и убийств в Самсуне.
В октябре 1922 года при посредничестве союзнических сил греческое правительство и Кемаль договорились перевезти выживших понтийских греков на турецких кораблях в Константинополь и оттуда на греческих судах в Грецию. Ответственным за перевозку беженцев был назначен Александрос Паллис.
Первый корабль с беженцами отплыл в Грецию из Самсуна через Константинополь в ноябре 1922 г. Отток беженцев продолжался и весь 1923 год. В 1924 году христианское население Понта подпало под греко-турецкий договор об обмене населением.
В общей сложности более 350 тысяч понтийских греков в городах и деревнях, в ущельях и в горах, в тюрьмах и ссылках приняли смерть от рук младотурок.
Примерно 400 000 беженцев направились в Грецию, в то время как число нашедших прибежище на российском пространстве оценивается в 135 000.
Вследствие систематического истребления, предпринятого турками, все побережье Понта было очищено в национальном, религиозном и расовом аспекте от компактного греческого населения, жившего там более 3000 лет. Остались лишь те немногие, что приняли ислам и притворившиеся таковыми. Поэтому на Понте еще существуют тайные христиане.
Греки, нашедшие прибежище в Советском Союзе, вновь подверглись ссылкам и гонениям. Те, кто выдержал все это и выжил, составляют сегодня динамичную часть российского общества, представляя собой основной костяк эллинизма в России.
В ПЯТИГОРСКЕ
Российские греки, как и во всем мире, почтили память жертв геноцида понтийских греков. Помимо Москвы, панихиды были отслужены в Петербурге, Пятигорске и других городах Северного Кавказа и Краснодарского края, где проживают греки
Недалеко от Пятигорска, 19 мая 2002 года во вновь возрождаемом Второ-Афонском Успенском мужском монастыре, расположенном на горе Бештау, состоялась панихида памяти жертв геноцида понтийских греков 1916–1923 гг. Участниками панихиды в большинстве своем были греки из расположенных вблизи населенных пунктов Ставрополья. У импровизированного алтаря на месте строящегося Храма Успения Св.Богородицы службу провел настоятель монастыря отец Силуан, чьи слова памяти и скорби о безвинно истребленных турками 353 тысячах понтийских греков болью отозвались в сердцах присутствующих. С кратким историческим экскурсом в те тяжелые для понтийских греков годы выступил президент Союза греков-предпринимателей России Илья Илиади, которому и принадлежит идея проведения панихиды на территории монастыря. От имени греческих общин Ставропольского края с призывом никогда не забывать события тех дней и требованием к руководству Турции признать геноцид понтийских греков выступил председатель Общины греков Пятигорска Константин Тузанов. По окончании службы монахи пригласили участников за стол, где безвинно убиенных помянули глотком красного вина с сухариком.
Автор статьи: Спиридон Хатзарас