На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

29.03.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№10 2003 года
КУЛЬТУРА 
 
От нас ушел Элиас Казан

 

Элиаc Казан (Казантзоглу) скончался на 95-м году жизни в воскресенье в своем доме на Манхеттене в Нью-Йорке.

Американская киноакадемия трижды присуждала знаменитому кинорежиссеру высшую награду. Две премии «Оскар» режиссер получил за фильм «Джентльменское соглашение», еще одну – за картину «В порту». Его классической работой стал фильм «Америка, Америка» о жизни греков и армян в эпоху турецкого геноцида.

Элиас Казантзоглу родился в греческой семье, эммигрировавшей в Америку из Малой Азии. Он закончил факультет театрального искусства в Йельском университете. Сначала Казан прославился своими театральными постановками на Бродвее. Особенно ему удались пьесы «Смерть коммивояжера» Артура Миллера и «Травмай «Желание»» Теннесси Уильямса. В 1948 году он создал в Голливуде первую картину «Джентльменское соглашение». Фильм, разоблачавший антисемитизм в США, получил «Оскара».

Министр культуры Греции, Е. Венизелос, узнав о смерти режиссера, сделал следующее заявление: «Элиас Казан, без сомнения, был человеком, оставившим заметный след в истории 7-го искусства, и был всегда связан с греческим народом Востока. Никто не может отказать ему в звании великого режиссера».

Казан был одним из основателей знаменитой Актерской студии в Нью-Йорке, использовавшей систему Станиславского. Для кино он открыл 24-летнего Джеймса Дина, сняв его в фильме «К востоку от рая» (1955) по роману Стейнбека. Погибший в автокатастрофе Дин до сих пор остается легендой американского кино. Он открыл и Марлона Брандо, который до работы в кино выступал в спектаклях Казана на Бродвее.

В расцвет маккартизма Казан снискал презрение коллег по цеху, выдав тех из них, что сочувствововали коммунистам или состояли в компартии. Даже после того как от него отвернулись большинство кинематографистов, он продолжал настаивать, что поступил совершенно правильно.

В 1954 году он поставил фильм «В порту» («On the Waterfront»), основанный на подлинной истории борьбы докеров Хобокена за очистку своего профсоюза от захвативших его гангстеров. Марлон Брандо замечательно сыграл грузчика Терри, подручного бандитов, который постепенно осознает, с кем имеет дело, и начинает сотрудничать с ФБР. Докеры, получающие работу из рук своих преступных боссов, окружают ненавистью «стукача», донесшего пусть на плохих, да своих. Казан не скрывал, что Терри — это он сам. Картина, ставить которую отказались все большие студии (нашелся независимый продюсер), имела огромный успех, стала классикой кино США и получила 8 «Оскаров», в том числе за лучший фильм и режиссуру. Казан поставил еще 7 фильмов, но все же в 60-е годы, еще совсем не старым человеком, ушел из кино и стал писать прозу. Вернулся в Голливуд он всего раз — в 1976 году, когда экранизировал роман Ф.С. Фицджеральда «Последний магнат» с Робертом де Ниро в главной роли. Но картина 67-летнего режиссера особого успеха не имела.

В 1960-х Казан попробовал свои силы в новом виде искусства — и написал 6 романов, в том числе автобиографию. По двум из романов («Америка, Америка» и «Сделка») он снял фильмы.

В 1999 году Казан получил самого спорного за всю историю киноакадемии «Оскара». На сцену его вывели два тяжеловеса кино с безупречными репутациями — Мартин Скорсезе и Роберт де Ниро. Половина зала встала и зааплодировала. Половина сидела с каменными лицами. И среди первых, и среди вторых было немало уважаемых актеров и режиссеров.

В общей сложности картины Казана удостаивались в различных номинациях 20 «Оскаров». В 1983-м режиссер был награжден премией за совокупное творчество на церемонии в Центре Джона Кеннеди. Удостоен почетного приза на МКФ в Венеции в 1994-м.

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА