На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

25.04.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№10 2003 года
РУССКИЕ В ГРЕЦИИ 
 
А. Орлов в Эгейском море

 

Иванов, Петров, Сидоров... Следующей по популярности идет, наверное, фамилия Орлов. Их в стране многие тысячи. Самые известные? Конечно, братья Орловы, вписавшие славные страницы в историю государства Российского XVIII века. Один из них — полководец Алексей Орлов — особенно отличился в военных сражениях.

Вельможи и академики

Итак, Иван, Григорий, Алексей, Федор и Владимир Орловы, словно богатыри из сказки, они были необычны даже внешне: отличались красотой, огромным ростом, а также недюжинной силой и отвагой. Четверо из братьев стремительно взлетели на вершины власти, стали первыми вельможами российского государства. Кто-то может сказать — случайность. Но не об Орловых, чей жизненный путь требовал мужества, воли и самоотдачи. В их судьбах главенствовал не случай. Началом взлета стало участие братьев в возведении в 1762 году на престол Екатерины II. Событие, которое изменило ход развития России. В случае неудачи оно бы стоило фаворитам головы. Придворные перевороты — дело кровавое...

Однако не хотелось бы создавать впечатление об Орловых как о бретерах и авантюристах, для которых шпага и кулак являлись главными аргументами в жизни. Родом из небогатой дворянской семьи, братья, как и многие из их сословия, начинали свою карьеру в гвардии, прокладывая дорогу в жизни личным мужеством и верностью данному слову. Не сторонний, обывательский, а государственный взгляд на проблемы тогдашней России сделал их теми, кем они стали, — людьми, востребованными Отечеством. Свидетельств тому немало. Достаточно сказать, что после Орловых остался огромный фамильный архив, для изучения которого историкам понадобилось около тридцати лет. В нем — письма Вольтера, Руссо, Байрона, Сервантеса, переписка с Вальтером Скоттом и Екатериной II. Один из Орловых, Владимир, возглавлял Российскую академию наук после М.В. Ломоносова, другой, Федор, был обер-прокурором. Григорий приобрел известность как видный государственный деятель. Это его стараниями Россия два с лишним века назад начала прирастать землями на юге и востоке.

Дипломат-победитель

Алексей Орлов вошел в историю как дипломат, военачальник, главнокомандующий российским флотом. И в историю не только своего Отечества, но и Греции, прославив наши государства многими славными боевыми эпизодами.

Когда в 1768 году началась Русско-турецкая война, Алексей Орлов путешествовал за границей, в Италии. Он обратился с предложением к императрице незамедлительно направить российский флот в Средиземное море. Замысел акции был выдержан в истинно орловском духе: поднять на восстание с помощью российских моряков народы Балкан и греческого архипелага и с их помощью разбить турок. Екатерине II план графа пришелся по душе. Решение не заставило себя ждать, и вскоре Орлов возглавил поход двух русских эскадр в Средиземноморье.

В этом морском походе было немало спонтанного, даже рискованного. Надо признать, что российские корабли были недостаточно подготовлены и оснащены. Выручили мужество моряков, вера в победу и упорство Алексея Орлова, мастерство адмирала Г. Спиридова. В итоге Чесменская битва (1770 г.) — одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота (при двойном численном перевесе турецких военно-морских сил) — стала ярчайшей победой россиян. Сражение проходило в два этапа: в Хиосском проливе и Чесменской бухте (у западного побережья Турции), с перерывом в несколько дней. И в обеих битвах была добыта безоговорочная виктория. В бою сгорело 15 вражеских линкоров, 6 фрегатов, большое количество мелких судов. Один линкор и пять гребных судов были взяты русскими моряками в плен. Турки потеряли весь флот и 10 тысяч человек, русские — 11 воинов. Орлов писал в донесении Екатерине II: «Свист ядер летающих, и разные опасности представляющиеся, и самая смерть, смертных ужасающая, не были довольно сильны произвести робости в сердцах сражавшихся с врагом россиян, испытанных сынов Отечества...»

Еще одним примером великого мужества русских матросов в этой войне стал рейд трех фрегатов из эскадры Орлова в бухту Наварин, где на греческих островах и на побережье хозяйничали турки. Россияне установили несколько береговых артиллерийских батарей и шесть дней вели шквальный обстрел противника. После подхода подкрепления под командой Алексея Орлова крепость Неокастро, защищавшаяся многократно превосходящими силами турок, пала. Первым делом моряки восстановили на куполе поруганной турками православной церкви крест...

Но особо следует отметить политические итоги Чесменского сражения: победа изменила дальнейший ход войны. Русские сумели установить военное господство над греческим архипелагом и контроль над Дарданеллами. После изгнания оккупантов греки боготворили Орлова, считая его настоящим освободителем от турецкого ига. Не случайно резиденции графа в греческом архипелаге располагались на островах удивительной красоты — Спецесе и Идре.

После победы в Чесменской битве русский флот под руководством А.Г. Орлова ушел в Ливорно, где между иностранными представителями развернулась конкурентная борьба за военные контракты с Россией. Петербург оказался центральным участником военно-политических споров в Европе и мире, а наша Отчизна еще раз подтвердила свое право называться великой морской державой.

...В память о Чесменской победе изготовили медаль для награждения участников сражения, на которой значилось одно только слово — «был». Граф Орлов был удостоен ордена Святого Георгия 1-й степени, ему был пожалован почетный титул — Чесменский. В честь этой победы в 1775 году в Гатчине установили обелиск, а в 1778 году в Царском Селе — Чесменскую колонну. В Петербурге в это время был возведен одноименный дворец, а затем — Чесменская церковь. Имя «Чесма» на российском флоте носили броненосец и линейный корабль.

Талантливый заводчик

Да, Алексей Орлов действительно был незаурядным во всех отношениях человеком.

«В этом гиганте соединились ум, удивительная проницательность, безумная храбрость, неслыханная уверенность в себе, дерзость, расточительность, презрение к общественному мнению и природная доброта твердого человека, который в гневе бушует, шумит и тогда готов на все».

О его силе рассказывали чудеса. Ударом меча он отрубал волу голову, руками ломал подкову, куски хрусталя, полосы железа.

«Высокий, стройный, он очаровывал греческими глазами, спокойным выражением лица и приятным связным разговором. Братья очень любили его и дали ему ласковое прозвище Алехан», — так писал об Орлове-Чесменском известный беллетрист начала прошлого века. Современники любили графа. Он был «надеждою несчастных, кошельком бедных, посохом хромого, глазами ослепшего, надеждою израненного войнами и врагами больного» (Е. Лунинский. «Княжна Тараканова». М., 1908).

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА