На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

19.04.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№9 Летний номер 2003 года
ПОЛИТИКА 
 
Греко-турецкие метаморфозы

Фактор Евросоюза в отношениях двух стран. Взгляд из Афин

 

В греко-турецких отношениях происходят примечательные события: греки (как, впрочем, и греки-киприоты) перестали молча проглатывать обиды и начали открыто высказывать туркам свое мнение о проводимой ими политике, а те ... вынуждены идти на попятную и чуть ли не извиняться. Причина этой удивительной метаморфозы в том, что, добившись приема Республики Кипр (т.е. греческого Кипра) в Евросоюз и убедившись в серьезности намерений Анкары добиваться принятия Турции в ЕС, Афины решили использовать создавшуюся ситуацию в своих интересах.

Наиболее ярким примером нового курса стал поднятый в Греции шум по поводу нарушения самолетами ВВС Турции воздушного пространства страны и зоны управления воздушным движением (ФИР) Афин.

Закрывавшая во многом глаза в последние годы на эти провокации Греция (главным образом потому, чтобы не ставить под угрозу прием Кипра в ЕС) в мае впервые официально обратилась с соответствующей жалобой на турок в Еврокомиссию. Это сделал в письме уполномоченному Евросоюза по вопросу расширения ЕС Гюнтеру Ферхойгену глава МИД Греции Георгиос Папандреу. Он проинформировал также о проблеме президента Еврокомиссии Романо Проди и министров иностранных дел стран ЕС. Греческий посол в Анкаре по поручению своего правительства обратился с соответствующим демаршем к МИД Турции.

Одновременно с резкой критикой поведения турок выступили замминистра иностранных дел Греции Андреас Ловердос, указавший на возникшую в результате этого «количественную и качественную эскалацию» напряженности в регионе, а также официальные представители правительства и МИД Греции Христос Протопаппас и Панайотис Беглитис.

«Мы представили доказательства этого постоянным представителям и военному комитету НАТО. Мы протестовали и представили доказательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и мы решили, что Папандреу будет отныне регулярно информировать об этом Европейскую комиссию, являющуюся компетентным институтом по оценке поведения стран, которые хотят вступить в ЕС», — заявил Беглитис. Он указал, что «напряженность и конфликт в Эгейском море окажут негативное воздействие на европейский курс Турции» и что ее руководство должно наконец осознать, что времена изменились и что Анкаре придется привыкать к европейским стандартам, если она хочет в будущем вступить в ЕС. Протопаппас, со своей стороны, подчеркнул, что Турция создает своим поведением проблемы для вступления в ЕС. Об этом же заявил в апреле текущего года премьер-министру Турции Тайипу Эрдогану в кулуарах (пока еще в кулуарах!) Балканской конференции в Белграде глава правительства Греции Константинос Симитис, предложивший своему турецкому коллеге прекратить эту практику. На днях Георгиос Папандреу настоятельно предложил то же самое своему турецкому коллеге Абдуллаху Гюлю.

Суть греческих протестов заключается в том, что если в 2000 году было зафиксировано 440 нарушений турецкими ВВС воздушного пространства Греции, то в 2001 году — 950, а в 2002 году — 3200. В нынешнем году таких случаев уже 1530, так что прошлогодний «рекорд» будет, видимо, побит. Если в 2000 году состоялись 30 имитаций воздушных боев, то в 2002 году — свыше 1000 таких случаев. В этом году — уже 450. При этом турецкие самолеты нередко проникали внутрь греческого воздушного пространства глубже обычного и были полностью вооружены. В последнее время были отмечены беспрецедентные случаи облета турецкими истребителями греческих самолетов, в которых летели члены правительства страны, а также попытки воспрепятствовать ВВС Греции в проведении заранее объявленных и проводившихся на давно существующих полигонах военных учений. Турецкие истребители также опасно сближались и затрудняли полеты военно-транспортных самолетов Израиля, США и Бельгии, которые они ошибочно принимали за греческие. Нарушения турецкой военной авиацией зоны управления воздушным движением региона Афин (ФИР) также увеличились с 80 в 2000 году до 1050 в 2002 году.

Греческие военные опасаются, что однажды очередная «имитация» воздушного боя греческих и турецких военных самолетов может привести к тому, что их пилоты — по тем или иным причинам — откроют друг по другу огонь, и такой инцидент поставит обе соседних страны, «союзников» по НАТО, на грань войны. Недавний инцидент, когда вооруженные турецкие истребители пытались помешать проведению военных учений самолетами ВВС Греции по бомбометанию по движущейся цели в Эгейском море между островами Лесбос и Лемнос, Министерство национальной обороны Греции расценило как «враждебный» и как откровенное нарушение международного права.

Греческая дипломатия и военные считают основным виновником провокаций турецкий генералитет. Здесь полагают, что турецкие генералы, традиционно имеющие — как прямые наследники дела Кемаля Ататюрка — огромное политическое влияние в стране, пытаются напомнить таким образом грекам о территориальных претензиях Турции в Эгейском море. Они, видимо, не отдают себе отчет в том, что с 1999 года, после саммита Евросоюза в Хельсинки, Турция уже имеет дело не столько с Грецией сколько с ЕС, и такая политика повредит прежде всего долгосрочным интересам самой Турции. Ведь двумя основными проблемами, стоящими на пути вожделений Турции о приеме в ЕС, как раз и являются территориальный спор с Грецией в Эгейском море и проблема соблюдения прав человека в Турции.

Ощущая за спиною громаду Евросоюза, Афины и Никосия настаивают также на более активных действиях Турции по решению кипрской проблемы. Поскольку эта проблема теперь не увязывается с приемом Республики Кипр в ЕС, греческая сторона намерена жестко отстаивать свои интересы. Так, на днях МИД Греции гневно отреагировал на публикации в турецкой печати о том, что Папандреу и его турецкий коллега Гюль якобы обсуждали вопрос отмены торговой блокады оккупируемой Турцией части Кипра. Президент Кипра Тассос Пападопулос недавно откровенно высказался по вопросу о том, чем его не устраивает план кипрского урегулирования Кофи Аннана. Теперь, когда Кипр становится членом ЕС, он может себе такое позволить.

Весьма символично, что в центре усилий Афин по ужесточению требований к политическому поведению Турции находится глава МИД Греции, считающийся горячим сторонником нормализации греко-турецких отношений. Большинство греков, свидетельствуют опросы, одобряют внешнюю политику страны, и благоприятному имиджу Папандреу после кипрского триумфа уже мало что угрожает. Несомненно, он укрепится еще больше, если грекам удастся «поставить на место» более сильных в военном отношении турок.

Широкие круги общественности и печать Греции также хорошо понимают, что необходимо использовать в национальных интересах заинтересованность Турции во вступлении в будущем в ЕС и потребовать поэтому от Анкары изменения политики «регионального жандарма», по крайней мере в том, что касается Греции, и большей настойчивости в этом направлении от Афин.

«Мы не можем себе позволить оставаться пассивными перед лицом ухудшения ситуации. Жалобы Греции в ЕС, НАТО и ИКАО должны быть интенсифицированы... Правительству следует решить, помогает ли его политика в отношении Анкары реализации национальных интересов Греции», — пишет в весьма типичной для местной печати редакционной статье независимая газета «Катимерини».

Необходимо также отметить, что ужесточение греческого подхода к Турции, несомненно, пользуется поддержкой тех членов ЕС, которые без восторга относятся к перспективе превращения уже в недалеком будущем антидемократической, по-прежнему отсталой и мусульманской Турции в «европейскую» страну, видя в этом угрозу ценностям европейской цивилизации и опасаясь появления нового рычага влияния США, давнего союзника Анкары, на ситуацию в Европе и ее политику.

Сергей ЛАТЫШЕВ

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА