На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

24.04.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№5 Ноябрь 2002 года
ГРЕКИ В РОССИИ 
 
Снежный грек

 

60 лет назад, в феврале 1942 года, Иван Мокропуло не просто выжил вопреки привычным нам критериям выживания. Участвуя в уникальной по воинскому мастерству и дерзости операции в тылу врага, он остался цел, невредим и боеспособен для того, чтобы продолжать воевать с захватчиками. Чтобы после войны сначала самому выигрывать всесоюзные соревнования, а затем готовить победителей белых Олимпиад и чемпионатов мира.

В это трудно поверить, но один из крупнейших в стране специалистов по лыжам впервые увидел настоящий снег в возрасте 19 лет. Родился и провел свое детство Иван Федорович Мокропуло в селе недалеко от Керчи.

Поступив до войны в ГЦОЛИФК, Мокропуло старательно занимался по всем предметам, а вместо одной спортивной секции посещал сразу три: по футболу, гимнастике и тяжелой атлетике. С лыжными гонками вышло иначе. На первом курсе Иван переживал лишь о том, чтобы ему поставили зачет по этой дисциплине и не отчислили из института. После занятий староста группы обычно сообщала итог: Мокропуло сегодня упал 20 раз. Сокурсники в шутку прозвали его «снежным человеком».

Но южанин оказался настолько настойчивым, что уже на втором курсе завкафедрой лыжного спорта Д.П. Марков категорически порекомендовал ему не отвлекаться на «гимнастику и прочее», а сосредоточиться на лыжах. Иван Федорович утверждал, что его дальнейшую судьбу в наибольшей степени определила работа в ГЦОЛИФК таких великолепных преподавателей, как И.М. Саркисов-Саразини, К.В. Градополов, Н.Г. Озолин, В.А. Андреев и особенно уже упоминавшийся Марков.

23 февраля 1941 года портреты Мокропуло и его пятерых товарищей опубликовали центральные газеты: отважные лыжники совершили переход Москва — Выборг. 892 километра прошли со средней скоростью 101 км в сутки. В последний день валил густой мокрый снег, лыжи пришлось тащить на плечах. Трасса пролегала по безлюдным местам недавних боев с финнами, да еще организаторы по разгильдяйству оставили лыжников голодными. Иван впервые увидел, как люди спят и даже храпят на ходу. Во время войны он это увидит еще не раз. А тогда на финише в Выборге их встречали морем цветов и значками «Рекордсмен СССР».

В первые дни войны Мокропуло, как и многие другие спортсмены, записался в ОМСБОН — особую бригаду, созданную для диверсионных операций в тылу врага. В составе отряда капитана Бажанова, пожалуй, самого подготовленного физически, он был отправлен в тыл врага. В этом отряде среди других спортсменов были такие знаменитости как: рекордсмен мира по тяжелой атлетике Крылов, будущий многократный чемпион страны по лыжным гонкам Рогожин и будущий 10-кратный чемпион СССР, вице-чемпион олимпиады в Хельсинки по боксу Щербаков.

Вспоминает боевой друг Мокропуло А.Я. Сосульников, после войны занимавший высокие посты в советском спорте: «Наш отряд в течение месяца находился в брянских лесах в непрерывном движении на лыжах. Каждый нес на себе по 50 кг груза: оружие, взрывчатку, боеприпасы, паек. Спали в лесу в том же, в чем воевали: полушубок, ватные штаны, кирзовые сапоги. Разгребали снег, укладывали еловые ветки, накрывались плащ-палаткой. Разжигать костры для обогрева не было возможности, да и нельзя было демаскировать себя. Перед нападением на объект заранее прокладывали лыжню. Операция занимала несколько минут, потом быстро и согласованно уходили в лес километров за 20. Потерь благодаря слаженной работе у нас не было».

Мокропуло и Рогожин, участвуя в нападениях на немецкие военные объекты и в разведоперациях, как самые выносливые на маршах торили лыжню, сновали взад-вперед вдоль отряда, доводя распоряжения командира и изучая обстановку. Оба обладали отличной памятью и держали в голове схемы маршрутов, азимуты и т.п.

Сам Мокропуло вспоминал:
«К концу месяца кончились боеприпасы, питание, мы ели снег — и он нам казался горьким. Вымотались до предела, а тут еще по рации передали, что нас преследует отряд финских лыжников. Мы шли ночами через чащобы. Пересекая дороги, минировали за собой лыжню. Финнов днем подвозили близко к месту нашей дислокации. Несколько раз мы, распластавшись на снегу и затаив дыхание, спрятав все под маскхалаты, метров с двухсот наблюдали за сытыми, хорошо экипированными вражескими солдатами.

Бажанов был крепким мужиком, но не спортсменом. На последнем участке пути он от изнеможения терял сознание. Мы с Рогожиным то волокли его, то толкали на лыжах впереди себя.

Приходя в себя, он приказывал оставить его, чтобы не задерживать продвижение отряда».

Завершили первое задание бажановцы, не потеряв ни одного человека, но были так истощены, что в зеркале себя не узнавали. Однако спустя неделю Мокропуло уже стартует на первенстве Москвы, где 8 марта 1942 года среди 300 лыжников занимает 25-е место!

Остается добавить, что в то время стояли рекордные морозы, выведшие из строя тысячи немецких. Второе задание длилось с марта по август.

Бажановцы «обслуживали» 44-километровый участок железной дороги Орша — Смоленк и прилегающее шоссе. С точным, аккуратным противником было приятно работать: ставили ребята мину замедленного действия — она срабатывала именно тогда, когда шел поезд. Помещали взрывчатку в корпусе немецкого снаряда и клали на шоссе. Первая же машина останавливалась. Фашисты подрывались.

За полгода отряд пустил под откос 14 эшелонов и подорвал 12 автомашин с живой силой и техникой, взорвал 3 крупных моста, уничтожил сотни фашистов, на долгое время блокировал дороги на Московском направлении, собрал много разведданных. Мокропуло за те бои получил орден Отечественной войны I степени. В конце 1942 года он стал офицером и был назначен преподавателем школы военного альпинизма — стал готовить бойцов для операций на перевалах Кавказского хребта. В дальнейшем его воспитанники успешно действовали в Карпатах, Татрах и Альпах. С этого времени и определилась его профессия — тренер.

После войны, руководя физической подготовкой в частях Закавказкого округа, Мокропуло и сам выступает на высоком уровне. Впервые прыгнув с трамплина в возрасте 27 лет, он спустя два года становится чемпионом страны по лыжному двоеборью.

С 1948 года Мокропуло успешно сочетает спортивную деятельность с тренерской и научной в Ленинградском военном институте физкультуры, долгие годы возглавляет там кафедру лыж. На чемпионате СССР он заприметил архангельского паренька Володю Кузина, занявшего 47-е место. Иван Федорович забрал его под свою опеку в Ленинград, и здесь за короткое время Кузин становится сильнейшим в мире лыжником, олимпийским чемпионом 1956 года, многократным чемпионом мира. Немаловажную роль сыграл Мокропуло в судьбах лыжника Акентьева, биатлониста Меланина, других титулованных выпускников института. В течение 9 лет Иван Федорович возглавлял комплексную научную группу сборной СССР по биатлону, успешно работал на Олимпиадах-68, 72 и 76 и при подготовке к ним.

Мне довелось познакомиться с этим удивительным человеком в июне 2001 года на юбилее ОМСБОНа, когда Ивану Федоровичу было уже 82. При весьма почтенном возрасте он выглядел значительно моложе своих лет, легко «мотался» на поезде из Питера в Москву на встречи с друзьями, даже пел, танцевал и не особо ограничивал себя в еде и напитках. Интересно рассказывал о своем прошлом. У нас была договоренность о встречах в следующие его приезды в Москву. Но в августе того же года Мокропуло не стало. Уверен: память о нем будет жить не только в спортивных кругах.

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА