На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

29.03.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№4 Октябрь 2002 года
ГРЕКИ В РОССИИ 
 
Прикосновение к мудрости

Академик Ф.Х. Кессидис. Доктор философии

 

Кто такой Феохарис Кессидис?

Феохарис Кессидис родился в 1920 г. в поселке Санта Цалкского района. В 1938 г. окончил среднюю школу в г. Тбилиси. В 1939 г. поступил в Московский институт истории, философии и литературы (ИФЛИ). В 1945 г. ИФЛИ объединился с МГУ, философский факультет которого он и окончил в следующем году. Там же он окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Философия Гераклита Эфесского». 1950 год, темой докторской диссертации становится «Раннегреческая философия и ее отношение к миру, искусству и религии», которую он защищает в 1968 г. в Тбилиси. Профессор с 1969 г., член-корреспондент Афинской академии с 1987 г., действительный член Московской академии гуманитарных исследований, с 1995 г. действительный член Санкт-Петербургской академии гуманитарных наук. Преподавал философию во многих вузах Москвы.

Активный подвижник за восстановление преподавания греческого языка в районах компактного проживания греческого населения Советского Союза.

Инициатор, организатор, духовный вдохновитель проводимых с 1978 г. научных конференций по проблемам древнегреческой философии — «Аристотелевские чтения». Автор свыше 250 научных трудов по проблемам древнегреческой -русской философии, генетики человека, этики, эстетики, которые переведены на 15 языков мира. Широкую известность в мире приобрели труды «Гераклит», «От мифа к логосу», «Сократ». 4-е дополненное издание «Сократа» в 2001 г. приурочено к 2400-летию со времени его смерти.

Автор «Энциклопедии советских греков» (издания 1994 и 1998 гг.) с начала 90-х годов проживает в Афинах, Греция.

Указом президента Греческой Республики Константиноса Стефанопулоса 24 июля сего года наш соотечественник, профессор философии, академик Феохарис Харлампиевич Кессидис награжден одним из высших орденов Греции — «Золотым Крестом Чести».

За два дня до отъезда в Москву корреспонденту «Греческой Газеты», печатного органа Московской греческой общины, была предоставлена счастливая возможность пообщаться с нашим знаменитым соотечественником, выдающимся ученым Ф. Х. Кессидисом.

Итак, 17.08.02, полдень, Афины, Неос Космос, квартира академика. Разговор начался на греческом, но впоследствии органично перешел в русское русло, с вкраплением близких и родных понтийских идиом.

— Феохарис Харлампиевич! Начну с искренних, теплых поздравлений от имени московских, российских греков по случаю Вашего награждения одним из высших орденов Греции — «Золотым Крестом Чести». Многие греки Москвы знают Вас лично, имели возможность общаться с Вами в формальной и неформальной обстановке. Всех нас переполняет гордость за подобную оценку Ваших трудов, Вас, как личности. Вот, наши чувства Вам уже известны. Какие же посетили Вас?

— Какие чувства я мог испытать? Всю свою сознательную жизнь я духовно жил Грецией, стремился, когда это стало реально возможно, жить в Греции. Эта награда — большая честь для меня. Компания награжденных ученых-эллинистов — это представители самых авторитетных университетов Запада — Кембриджа, Оксфорда. Поверьте мне на слово, все это очень достойные люди. Профессиональный цех достаточно тесен.

— Ваша взрослая биография началась в 1938 г., когда Вы закончили среднюю школу в Тифлисе. Далее...

— Отправляюсь в Москву поступать в ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы) на философский факультет. Тогда сдавали экзамены по всем восьми предметам. Отличники поступали без экзаменов. Я же из 40 баллов набрал 37. Подвел немецкий — «3». Помог Нар.Хоз. (Плехановка) — там был недобор. На следующий год я — таки поступил в ИФЛИ. Война прервала учебу. Строительство оборонительных коммуникаций под Смоленском, неоднократные попытки уйти на фронт, но, скорее всего, по причине греческого происхождения, получаю отказ. Москва, 16 октября 1941 года. Паника в городе, которая прекратилась 19 октября — день выхода сталинского Указа по борьбе с мародерством. Возвращение в Грузию. Вновь безуспешные просьбы отправить на фронт. Мы, греки, согревали себя надеждой, если Турция, член фашистской оси, нападет на Советский Союз, то нас (греков) уж точно отправят воевать на Южный фронт.

— Турция проявила благоразумие, а Вам, увы, не удалось увидеть прародительницу Вашей Санты, что по-латыни означает «священная», которая южнее Трапезунда на всего на 50 км.

— Не довелось. Учительствовал, был завучем в сантийской школе, экстерном закончил третий и четвертый курсы философского факультета Тбилисского университета. У эвакуированного преподавательского состава из Москвы — Питера уровень достаточно высокий.1945 г. — воссоединение с альма матер.

— Вы были свидетелем разных эпох — культа личности Сталина, волюнтаризма Хрущева — борьбы с буржуазными науками, безродными космополитами, художниками-авангардистами и т.д. и т.п.

— Прекрасно помню партбюро в Суриковском. Реакция на давление хрущевской политики. Студентов хотели изгнать из института. 1962 год. Перекошенное от ярости лицо руководителя и правительства. Вся беда — в отсутствии фундаментального образования. Беда наших тогдашних руководителей.

— Ну и как основополагающая и руководящая роль партии отражалась на философской науке?

— Философская наука жила, развивалась. На страницах журнала «Вопросы философии» печаталось очень много интересного. 60–70-е гг. Г. Гургенидзе, И. Фролов, М. Мамардашвили. Я всегда тогда ратовал за то, что идеологическая борьба — это не только критиковать, но и развивать собственную философию. Марксизм — это противоречия самого капитализма. Мы же говорили эзоповым языком. Помните дискуссии классиков — на «Что делать» В. Ленина следовали возражения Г. Плеханова «Чего не делать», возражения Богданова Ленину, «Анализ ощущений» Маха...

— Вы хорошо знали Мераба Мамардашвили?

— У нас были самые хорошие отношения. Я ему говаривал: «Мераб шен генацвале! Но я ничего не понимаю из того, что ты пишешь!» Ну и он мне что-то в этом роде. Это, конечно, для разрядки!..

— Житейский вопрос. Как Вы живете? Нравится Вам в Греции? Может быть, лучше было бы не искушать судьбу в 72-м году...

— Вы, Никос, видите своими глазами условия моей жизни. Не роскошествую. Нам с Одиссеем Димитриадисом выделили пенсию 195 тыс. драхм. Какие-то средства приходят и от печатных трудов. Квартиру я снимаю — она не моя. Но я по натуре своей оптимист. Ныть, канючить — это не про меня.

— Библиотека — это вся, что была в России?

— Нет, это только треть ее. Остальные две трети подарены Новосибирскому университету.

— Контакты с коллегами в России?

— Помимо Москвы, Санкт-Петербурга, вышеупомянутый Новосибирск, Томск, Ростов, где меня удостоили звания Почетного доктора.

— Когда были в Москве последний раз и с кем из соотечественников поддерживаете контакты?

— В Москве был 2 года назад. Из соотечественников общаюсь с Николаем Филипповичем Мистокопулосом.

— Кому из соплеменников — выходцев из СССР, занимающихся общественно-политической деятельностью здесь в Греции, Вы безусловно доверяете?

— Яннису Зелилову, Савве Будагову... последний мой сантийский ученик, очень талантливый человек. Есть наверняка и другие, но этих я лично знаю...

— Что говорится здесь на страницах русскоязычных газет о создании «понтийской партии»?

— Чепуха все это. Надо начинать с азов. Мы должны быть едиными и сплоченными. Тогда с нами и будут считаться официальные греческие власти. Десятки расплодившихся обществ — это лучшая иллюстрация к «Чего не делать». Причины крушения СССР, Византии — глубоко внутренние. Авантюры, интриги погубили Византию. Что меня смущает в Греции? При высокой безработице среди понтийских греков, страну заполонили сотни тысяч албанцев, десятки тысяч пакистанцев. Лет через 50 не будут ли сами греки отбивать нападки албанцев, как это происходит сейчас в Скопье? Сегодня они безропотно выполняют самую грязную работу, завтра построят национальные школы, мечети, а послезавтра попросят автономию.

— Главное пожелание своим соплеменникам здесь и в России?

— Давать своим детям образование. При всех объективных трудностях знания определяют все. Сократом, Платоном, Аристотелем должны интересоваться все. Так ли обстоит дело в действительности?.. И еще. В Москве и в С.-Петербурге колоссально много греческого материала. Не растерять бы все это.

— «Греческая Газета» благодарит Вас, Феохарис Харлампиевич, за интересную, содержательную беседу. Выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

— Спасибо и Вам, что не забыли обо мне. Большой привет всем нашим соотечественникам в Москве, России. Жду Вас в гости... Незадолго до посещения уважаемого академика автор этих строк встречался в Салониках с координатором Центра исследования и развития греческой культуры стран Причерноморья Я. Карипидисом, сообщившим, что в ближайшее время выходит в свет новая книга Ф.Х. Кессидиса «Греки России: мыслители и философы».

Никос Сидиропулос.

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА