На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

23.03.19

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№4 Октябрь 2002 года
КУЛЬТУРА 
 
200 лет на чужбине – пора домой!
 

Международное сотрудничество «Греческой Газеты» в Москве и «Российского Вестника» в Афинах придает большое значение движению поддержки в России среди археологов, интеллигенции и, естественно, широкой общественности, общечеловеческого требования возвратить в Афины фрагменты Парфенона, находящиеся в Британском музее, по случаю проведения в 2004 г. в Афинах Олимпийских игр и по прошествии 200 лет после их похищения лордом Элгиным.

В московском Музее архитектуры имени Щусева в ближайшее время состоится открытие четырех пластин фриза Парфенона, подаренных музею Отделом печати Посольства Греции. По замыслу устроителей, этот дар является символическим памятником Акрополю в Москве.

Вскоре должно быть объявлено о создании российского комитета в поддержку возвращения фрагментов Парфенона. Недавно Италия объявила о своем решении вернуть Греции фрагмент афинского Парфенона. Мраморный осколок размером 35 на 24 см. является частью изображения ступни греческой богини Убеждения, дочери Меркурия и Венеры. Последние 150 лет фрагмент скульптуры находился в музее «Салинас» в Палермо. Ожидается, что соглашение о передаче реликвии будет подписано в ходе намеченного на начало ноября официального визита в Афины президента Италии Карло Адзельо Чампи

Спиридон Александрович

Фрагменты Парфенона: Россия поддерживает Грецию

Сергей АЛИМОВ, действительный член Академии художеств России, народный художник России, лауреат Государственной премии РФ, профессор: Греция для каждого русского – особенная страна. Все мы еще со школьной скамьи знаем, что именно там родилась европейская цивилизация. Неотъемлемая часть этой великой классической культуры — античные храмы на Акрополе. А потому нет никакого сомнения, что скульптуры Парфенона должны вернуться на родину. Туда, где их изваяли великий Фидий и другие гении Эллады.

Герольд ВЗДОРНОВ, академик РАН, византинист: Я вполне понимаю чувства греков. Фрагменты Парфенона — национальная святыня, и они, конечно, должны находиться там, где расположен Акрополь. Но возвращение этих шедевров зависит от доброй воли Англии, а англичане, к сожалению, кажется, не собираются этого делать. Конечно, все это — давняя история, но я считаю, что требование Греции — справедливое.

Николай ПЕТРОВ, пианист, народный артист СССР, президент Академии российского искусства: Я самым категорическим образом поддерживаю требование Греции о возврате на землю Эллады ее национальных сокровищ — фрагментов храма Парфенон. Эти мраморные украшения — святыня не только для греческого народа, но и для всего человечества и должны находится там, где они были созданы. Я вообще считаю, что проблема реституции создана искусственно. Все то, что было перемещено в результате войн, контрибуций и т.п., должно вернуться на свои законные места.

Фазиль ИСКАНДЕР, писатель: — Я считаю, что какие бы отклонения от нормы ни бывали бы, национальные святыни всегда должны быть у того народа, которому они принадлежат. Поэтому данная просьба Греции о возвращении фрагментов Парфенона абсолютно законна.

Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, скульптор, президент Академии художеств России: — Возврат скульптур Парфенона Греции был бы актом справедливости. Очень хорошим шагом в деле восстановления великих античных памятников Эллады. Я со своей стороны предлагаю воссоздать другой монумент — Колосс Родосский.

Савелий ЯМЩИКОВ, ведущий специалист Всероссийского института реставрации, заслуженный деятель культуры РФ, академик РАЕН: — Я не раз бывал в Британском музее в Лондоне. Лучшие его залы — это те, где хранятся греческие сокровища. Я считаю, что все произведения искусства должны находиться там, где они созданы, о чем я и сказал в разговоре с Мелиной Меркури, тогдашним министром культуры Греции.

Официальная позиция Греции относительно возврата скульптур Парфенона в Афины

Возврат скульптур (или, точнее, частей фриза) Парфенона из Лондона на их исконное место в Афины — это не просто требование греческого правительства или греческого народа, продиктованное чувстом национальной уязвленности. Возврат фрагментов и, следовательно, обновление мраморного украшения парфенона — это требование самого памятника, разрушившегося от времени. Так изначально поставила вопрос незабвенная Мелина Меркури.

Скульптуры Парфенона — это не движимые монументы, как другие значительные памятники древности (например, Венера Милосская или Ника Самофракийская). Это неотъемлемые составляющие лучшего памятника классической древности, Парфенона, самого важного архитектурного монумента классического периода.

Не случаен тот факт, что Парфенон является символом UNESCO, под эгидой которой вот уже много лет проводятся переговоры между двумя странами по поводу возврата.

Известна дискуссия по поводу истории изъятия частей фриза Парфенона у лорда Элгина и их транспортировки в Англию во время последнего периода турецкой оккупации в Греции.

Особенно серьезны разногласия истории с юриспруденцией, но греческое правительство не делает на них акцент, ибо они могли бы быть сведены к компромиссу.

В начале XXI века на основе современных представлений о защите мирового культурного наследия и под руководством UNESCO возврат скульптур в Афины должен в первую очередь столкнуться с политикой, историей и восприимчивостью к культуре, которая свойственна такой стране, как Великобритания.

Афины в 2004 году принимают Олимпийские игры, которые возвращаются на место своего рождения. На Афины будут обращены взгляды всего мира. В текущий период в Афинах, у подножия Акрополя и в непосредственном визуальном контакте с Парфеноном, сооружается Новый Музей Акрополя с отдельным залом для выставки всего скульптурного фриза Парфенона. Музей будет готов к открытию Олимпийских игр в Афинах. Само здание музея является выдающейся работой архитектора Bernard Tschumi, получившего международное признание.

Великобритания и Греция, две страны — члены Европейского сообщества. Возврат скульптур из Лондона в Афины — лишь их перемещение в пределах единого европейского пространства.

Начало работы Нового Музея Акрополя и сооружение большого зала Парфенона, если скульптуры не будут возвращены, покажет, соответственно, разрушение единства фриза, одни части которого находятся в Афинах, а другие — в Лондоне.

Принимая во внимание все эти данные, Греция обращается к Великобритании, рассчитывая на культурную отзывчивость британского народа и на веру в великие человеческие ценности.

Министр культуры Греции профессор Евангелос Венизелос еще в 1997 году предложил британскому министру возвратить скульптур Парфенона в Афины в форме многолетнего заимствования, без поднятия вопроса собственности. Подобное письмо было отослано и нынешнему министру культуры Великобритании, после принятия ею полномочий.

Предлагается, чтобы это многолетнее заимствование осуществилось у Британского Музея для Нового музея Акрополя.

Сходное письмо отправил директор Нового Музея Акрополя профессор Димитриос Падермалис директору Британского музея. Предложение возобновилось с принятием полномочий новым директором Британского музея.

Конкретнее, предлагается, чтобы выставка фриза Парфенона в большом зале Нового Музея Акрополя была совместной инициативой Нового Музея Акрополя и Британского музея.

В обмен на это сотрудничество греческое правительство берет обязательство организовывать в залах Британского музея в Лондоне значительные периодические выставки греческих древностей. Эти периодические выставки, в том числе и по причине их постоянного упоминания средствами массовой информации, будут вызывать постоянный интерес публики разных стран.

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА