На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

20.04.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№3 Июль - август 2002 года
КУЛЬТУРА 
 
МОСКОВСКАЯ ОЙКУМЕНА

Выставка "На краю Ойкумены" в ноябре будет перевезена в Кемерово

 

Даже нашу, такую далекую от солнечной колыбели европейской цивилизации страну греческая колонизация не обошла стороной. И в Северном Причерноморье самые отчаянные греки начали появляться уже во втором тысячелетии до н.э. Их манили аргонавты и золотое руно, амазонки и стерегущие золото грифоны, о которых рассказывал еще Геродот. Остров Левка (Змеиный) стал прибежищем Ахилла, а Артемида, заменившая ланью приносимую в жертву дочь Агамемнона Ифигению, перенесла ее в Тавриду и сделала жрицей своего храма. Геракл после совершения своего десятого подвига гнал коров и также оказался в стране, "называемой ныне Скифия" (Геродот). А когда коровы вдруг пропали, он нашел их у змееногой девы ("полуехидны, полудевы") и вступил с ней в брак, в котором у них родились три сына, ставшие родоначальниками трех северопричерноморских племен - агафирсов, гелонов и скифов.

Мифы мифами, но в реальности греков и в самом деле интересовало скифское золото и зерно, посредническая торговля с местными народами и возможность выжить в жесткой борьбе за землю и власть (в греческих полисах ощущалась постоянная нехватка земли, поэтому количество собственников земли должно было оставаться неизменным, а политические группировки постоянно боролись между собой, и проигравший вынужден был покинуть родной полис). Но даже оказавшись на самом краю ойкумены, греки оставались сами собой и старались, чтобы их жизнь ничем не отличалась от жизни в метрополии. И стали появляться такие знаменитые греческие города-полисы, названия которых не забыты до сих пор, как, например, Херсонес, Пантикопей, Ольвия и другие. А многочисленные боги продолжали покровительствовать традиционным занятиям и времяпрепровождению даже в такой дали от родного Олимпа. Так, веселый Дионис постоянно напоминал о виноделии и виноградарстве (вино в тарных амфорах импортировалось в степь, а скифы быстро приобщились к традиционному для греков винопитию). Любил этот жизнерадостный бог и театр, знамение которого в греческой культуре огромно (оказывается, даже преступников из воспитательных соображений приводили смотреть трагедии). Поэтому и в Херсонесе был открыт театр, а в пантикапейском некрополе найдено много и трагических, и комических театральных масок, а также терракотовые статуэтки актеров. Спутник Афродиты Эрот склонял к любовным утехам и браку (например, на щитке светильника из раскопок в Северном Причерноморье изображен крылатым Эрот, сидящий верхом на фаллосе). Женщины даже в окружении варваров стремились к изяществу (в Греции грациозность и гармоничность украшений возводилась в ранг общественной добродетели) и украшали не только себя, но и свой дом (очень много находок ювелирных украшений, зеркал, косметики и туалетных принадлежностей). Детей тоже старались воспитывать, как в Греции. И в греческих некрополях были и погремушки, и детские игрушки, и стили для письма).

Естественно, что все это стремилась перенимать варварская аристократия. В скифских курганах (например, курган Куль-Оба) многажды находили изумительные ювелирные украшения, передающие, как выглядели прически, вооружение и детали одежды скифов, но созданы которые были греческими мастерами. А некоторые знатные скифы вообще предпочитали жить в греческих городах. Так, например, скифский царь Скил жил в Ольвии, лишившись за это и трона, и головы. Но и некоторые варварские привычки оказались столь привлекательными, особенно некоторые виды вооружения и ведения боя (тогда война шла постоянно), что постепенно отдаленность родных пенат и постоянное варварское окружение сделали свое дело, и к первым векам нашей эры греки Северного Причерноморья варваризировались, что, впрочем, не помешало сохранить им свою этническую принадлежность и генетическую память вплоть до наших дней.

И вот всем этим увлекательным темам посвящена открывшаяся в Государственном историческом музее выставка "На краю Ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского", которая включила в себя экспонаты обширной коллекции Исторического музея (большинство из них зрители увидели впервые), и предметы, предоставленные Музеем Востока и Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником.

Автор статьи: ЮЛИЯ ЛОГИНОВА

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА