На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

18.04.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№3 Июль - август 2002 года
КУЛЬТУРА 
 
Греческая авангардная музыка впервые в Москве
 

Теодор из Эллады

После конкурса Чайковского зал не успели проветрить - да и кто придет сюда после перенасыщения музыкой, да еще приправленной спортивным азартом? Однако сезон закрылся концертом, какого здесь еще не было никогда: дирижировал Теодор Курентзис. Яблоко негде было упасть. А все потому, что молодого, часто философствующего среди публики грека Москва приметила еще пару лет назад. Он явился на покорение Москвы из Санкт-Петербурга, где учился у великого Ильи Мусина и стал его последним и любимейшим учеником.

Колоритный дирижер, быстро находящий язык с артистами, легко вписался в спектакли "Геликон-оперы" (а еще говорят, что это "режиссерский" театр!). В крошечный "Геликон", и так не жалующийся на отсутствие публики, повалили новые толпы: Курентзис придал старой "Аиде" блеск свежести - внимание к певцам воодушевило участников. Премьерный "Фальстаф" подтвердил впечатление яркости нового персонажа греческо-питерского происхождения - 30-летний Теодор Курентзис вскоре стал явным любимцем меломанов.

И вот наконец бенефисный концерт. Посольство Греции при поддержке греческого Министерства культуры готовило его не меньше двух месяцев: он вошел в программу Культурной Олимпиады 2001-2004 гг., проводимой Грецией с другими странами.

В обстоятельном слове в Большом зале консерватории посла Греции Димитриоса Параскевопулоса подчеркивалось: цель - показать открытость, свободный дух древних Олимпийских игр. Соревнований-священнодействия, традиция которых будет славить прародительницу Грецию столько, сколько будет существовать Земля. Показалось даже, что обстоятельность дипломата предупреждала необычность того, что предстояло не только услышать, но и увидеть, взывала к доверию - а вдруг? - слишком консервативной публики.

Конечно, программа была составлена самим Теодором! Впервые в Большом зале консерватории прозвучал отец авангарда - греческий композитор Яннис Ксенакис (1922-2001). Несколько лет назад он приезжал на московский "Авангард" - немолодой уже человек с лицом, искаженным шрамом, следом участия в греческом Сопротивлении.

Нет, наверное, ни одного современного московского композитора, который в свое время не учился бы тайно на произведениях Ксенакиса, чье имя вне узко музыкальной сферы было для нас совершенно неизвестно.

Курентзис дерзко соединил его Pour les baleines с сочинением Шнитке "Не "сон в летнюю ночь". Ксенакис, начинавший в Париже учеником и ближайшим коллегой Ле Корбюзье, учился затем у великого композитора Оливье Мессиана. Тому понравилась идея стохастической (вероятностной) музыки, принадлежащая Ксенакису: сочинение стройно состоит из отдельных галактик, в каждой из которых царит теория вероятности.

Никто в зале не заметил, где закончился Ксенакис (тоже смелость дирижеру надо иметь, не сказать бы больше) и начались кошмары Шнитке с его включениями изящных менуэтов - куда им, бедным, соваться в нашу жизнь! - вдруг оплывающих, как собор Гауди.

Уникальная особенность Российского национального оркестра - совершенно меняться в зависимости от того, кто за пультом. Приняв непривычные действия маэстро - а он дирижирует всем телом, намеренно актерствует, явно восторгаясь красотой своих выразительных рук, - РНО всерьез выполняет все его указания, отчего мы слышим музыку, какой не слышали никогда.

Еще одним ходом Дроссельмейера в обличье дерзкого Теодора было включение в программу Шести песен на слова Т. С. Элиота и Пяти греческих мелодий Равеля. А это вы когда-нибудь слышали?.. Маргарита Мамсирова (меццо) умно справилась с оригинальными текстами Элиота (переводы приведены в роскошном буклете), а неменьшая умница и красавица геликоновка Наталья Загоринская (сопрано) в Равеле продемонстрировала не только свою высочайшую культуру, но и артистический блеск, полностью меняя характер каждой Песни.

Не рассчитывая на заведомый успех с программой малоизвестных сочинений, Курентзис сыграл еще хит всех времен и народов "Болеро" Равеля, в котором дирижировал так, что какой-нибудь балет "Москва" действительно мог бы взять его в труппу! Однако если отойти от этой - на грани допустимого - особенности маэстро, так импонирующей публике, и слушать музыку, закрыв глаза, надо признать, что заигранное сочинение было сделано заново дотошно, а звучало свежо и захватывающе.

Так же и "Весна Священная" Стравинского в отличие от безразборного драйва, не так давно представленного в Москве интерпретацией Гергиева, работа Курентзиса была тщательно продумана. Оркестр резко поменял характер, кое-где даже утратил благозвучность, чтобы, как рубанком, проехаться по пленочке пошлости, давно покрывшей это революционное сочинение. Так что технология эффекта, конечно, не только в размашисгых жестах скульптурно выразительных рук, то бьющих наотмашь, то созидающих невидимое вместилище духа.

Бывают все же культы приятные. Культ Теодора Курентзиса, царивший весь вечер в БЗК. заставит нас теперь выискивать это имя на московских афишах.

Речь посла на концерте

На сегодняшнем концерте прозвучит музыка ХХ века. Кроме известнейших композиторов Стравинского, Равеля и Шнитке, сегодня впервые в России будут исполнены произведения двух греческих сочинителей современной симфонической музыки Ксенакиса и Христу.

Несмотря на то, что эти пять композиторов отличаются своим музыкальным выражением, их объединяет оригинальность музыкального письма, а также обращение к символике. Они находятся далеко от классической традиции. Каждый из них с помощью особого способа выражения передает свое восприятие того, как музыка должна освободиться от традиционных рамок и схем и продвинуться в своем развитии к новому более широкому техническому звуковому творчеству, которое является сочетанием большего числа факторов. Так, новую музыкальную перспективу Равель выражает с помощью гипнотизирующего ритма "Болеро", Стравинский - с помощью дионисийского возвращения к древнейшим инстинктам, Шнитке - с помощью полистилизма, Ксенакис - с помощью стохастической музыки, Христу - превосходя рамки обычного музыкального слова.

Теперь я бы хотел обратить особое внимание на двух греческих композиторов, произведения которых мы сегодня услышим.

Особенно на Ксенакиса, которому также посвящен наш концерт.

Его музыка основана на технике и принципах, которые восходят к точным наукам, особенно к математике и архитектуре, убеждая в том, что они призваны передать научную истину, являющуюся реальностью в наше время. Однако использование этой совершенно научной структуры в его музыке не лишает ее человеческого характера, именно потому что не оставляет места ни романтизму, ни мистицизму.

Музыка Христу построена на той же основе, что и музыка Ксенакиса, но он по-другому использует символику, потому что она явно связана не только с философией, но и с мистицизмом и религией. Речь идет о "мета-музыке", которая переходит к "творчеству души".

Сегодняшний концерт даст общую картину разрушения традиционной структуры музыкального слова и отмены пространственно-временного континуума музыки, в таком виде, в каком они проявились в ХХ веке. Трогательный опыт последних 100 лет расширил пути и задачи музыкального поиска. В 1916 г. ирландский поэт Ейтс написал: "все изменилось, совершенно изменилось, родилась страшная красота". Этим апострофом он предвещает драматический путь человека сквозь век. "Страшная красота" выражает как высоту величайших достижений человечества, так и бездонную пропасть, в которую оно провалилось в те годы. Однако эта "страшная красота" может и должна развиться в осуществление благих побуждений человека. Музыка, обогащенная техникой и опытом "века крайностей" отменяет границы всех видов, выступает в роли горизонта свободы, ведет к общему архетипу и единству.

Именно ради этой диахроничности музыкального поиска ХХ века мы и организовали сегодняшний концерт в рамках Культурной олимпиады. Речь идет о ряде культурных событий, запланированных с 2001 г. вплоть до Олимпийских игр в Афинах, до 2004 г., организуемых Грецией совместно с другими государствами, среди которых находится и Российская Федерация. Цель этих мероприятий - показать открытый дух древних Олимпийских игр, которые были не только спортивными событиями, но и имели отношение к культуре, к миру, к политике, сближая, таким образом, народы, страны, цивилизации. Итак, центральная идея Культурной олимпиады основана на равенстве и внутренней связи культур, предлагая свой ответ на восприятие проблемы "столкновения культур" в течение этих мероприятий. И в этом духе на сегодняшнем концерте мы представляем музыкальное творчество ушедшего века, с его постоянным поиском ответа на вечные вопросы человечества.

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА