На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

25.04.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№2 Май - июнь 2002 года
КУЛЬТУРА 
 
Времен связующая нить

В Музее Тропинина 4 июня открылась выставка «Вечная Греция»

 

В Музее Василия Андреевича Тропинина и московских художников его времени начинает работу новая выставка. Ее название «Вечная Греция» говорит нам о многом, поскольку обращение к опыту предшествующих веков, к наследию греческих мастеров прослеживается в творчестве всех европейских стран, среди которых Россия отнюдь не исключение.

Не вызывает сомнений значение связей Греции и России на протяжении минувшего тысячелетия. Они крепки и устойчивы.

Сам великий Василий Тропинин отдал дань вечной античной теме. Интереснейшие графические произведения этого русского классика, основателя московской художественной школы, можно увидеть в экспозиции. Вещи, небольшие по размеру, исполненные на бумаге пером или карандашом, тушью или гуашью, притягивают внимание не только потому, что они раритеты, но, в первую очередь, по той причине, что в них видна живая работа творческой фантазии выдающегося живописца. Они свежи, словно исполнены только вчера. Любопытны в плане названной выставки и подписи к работам: «Античность в окружении гениев искусств», «Погрудное изображение молодой женщины в античной одежде», «Боевая колесница, украшенная гирляндами цветов» и т.д.

На выставке пять уникальных рисунков русского гения, созданных в разные годы. Следует заметить, что в его наследии есть немало иконописных работ, которые он создавал в свое время в Кукавке (Украина). Он строил и расписывал церковь по заказу графа, генерала И.И. Моркова, героя войны 1812 года, крепостным художником которого долгие годы был. Греческие иконописные образцы, конечно, были свежи в его памяти, когда он выполнял росписи и иконы для иконостаса.

Экспозиция выставки составлена также из работ разных художников из тропининских музейных фондов. Особый интерес вызовут у зрителей, особенно греческой диаспоры, несколько живописных портретов. Музей впервые выставляет три превосходных портрета греков, постоянно проживавших в России и оставивших о себе исключительно благородную память. Это красивый парадный портрет очаровательной гречанки госпожи Бенардаки 1841 года.

Датирован этот портрет на основании известного эрмитажного портрета ее мужа Дмитрия Егоровича Бенардаки, крупнейшего промышленника, много сделавшего для развития греко-русских торгово-экономических связей.

Портрет интересный, притягивающий живописностью, яркостью, чисто греческими деталями в композиции. Молодая дама, в черной с золотом феске, сидит у раскрытого в сад окна. Бледно-голубое нарядное атласное платье, красная бархатная драпировка не отвлекают от нежного, прелестного лица с темно-каштановыми волосами и чудесными карими глазами.

Этот портрет, броский и запоминающийся, принадлежит кисти немецкого живописца и графика, десять лет жившего, учившегося и работавшего в России (с 1844 по 1854 год), — Карла фон Штейбена — современника Тропинина. Художники могли встречаться в жизни и, может быть, даже были знакомы. Поскольку имя Тропинина было в середине ХХ века чрезвычайно знаменито, многие иностранные и наши живописцы почитали за честь быть с ним лично знакомыми.

Но и сам по себе фон Штейбен фигура чрезвычайно любопытная. В 1862 году он был избран Почетным членом Императорской Российской академии художеств. Много работал для Исторической Галереи музея в Версале во Франции. Поэтому увидеть большую работу этого ценимого в Европе мастера на выставке в Музее В.А. Тропинина большая удача.

Наверное, не меньший интерес вызовет и другой большой портрет неизвестного русского живописца середины ХIХ века — Н.Д. Алфераки, грека по национальности, жившего, работавшего в России.

Николай Дмитриевич Алфераки (1815–1860) был дворянином Екатеринославской губернии. Он окончил Императорский Харьковский университет и был широко образованным человеком, большим любителем и меценатом искусства. Он дружил с Карлом Брюлловым, был знаком с великим актером М.С. Щепкиным.

Из других живописных работ выставки стоит особо обратить внимание будущих зрителей на превосходный портрет работы Ореста Кипренского, тоже современника и ровесника В.А. Тропинина, поступивший в музей от Ф.Е. Вишневского. Это портрет великой русской трагической актрисы Екатерины Семеновой (1786–1849), тоже ровесницы Тропинина.

Екатерина Семенова прославилась в роли Антигоны в трагедии русского драматурга Озерова «Эдип в Афинах». Вся сценическая жизнь Семеновой связана с греческой темой в искусстве. К тому же она обладала редкой красотой и исключительно подходила на роли великих трагических героинь, поскольку даже профиль Семеновой напоминал греческие камеи. В Москве актриса дебютировала в 1809 году и полюбилась москвичам как раз в роли Клитемнестры из «Ифигении в Авлиде» Расина.

Почти двадцать лет она пленяла Москву талантом и редкой красотой. Судьба этой актрисы из крепостных удивительна. В 1828 году она вышла замуж за известного театрального деятеля Москвы князя Гагарина И.А. С этим браком окончилась ее театральная карьера. Жила Е. Семенова на Зубовском бульваре и на семнадцать лет пережила мужа.

Работа О. Кипренского (1782–1836) символична. Е. Семенова изображена в трагической сцене в греческой царской короне. В жизни она была настоящей королевой русской сцены середины ХIХ века классического «греческого» репертуара.

Выставка порадует глаз и чудесными работами прикладного искусства — фарфоровыми и алебастровыми вазами с росписями и скульптурными деталями античной тематики. Интересны подсвечники, в том числе в виде скульптуры женщины в античном наряде русских фабрик Терехова, Киселева, Гарднера, а также фарфор и изделия из Вены и Германии. Например, чайники, тарелки с росписями на античные темы в виде греческих амфор.

Выставка «Вечная Греция» глубоко связана с современностью. В этом смысле замечательно, что в Музее В.А. Тропинина, посвященном русскому искусству ХVIII–ХIХ веков, наметилась и успешно развивается новая тенденция, о которой уже можно говорить, как о состоявшейся, сложившейся новой традиции. А именно, что рядом с экспозициями названных веков музей теперь показывает параллельные выставки современных отечественных художников. На этот раз в рамках выставки представлена экспозиция замечательно тонкого, глубокого художника, графика, ювелира, живописца Богачева Владимира Николаевича, посвященная теме вечной Греции, ее удивительной культуре, любимой во все века русскими художниками. В работах московского художника — знакомая и неизвестная Греция, ее древности и современность, и великие города — Салоники, Афины, греческие острова. В заключение остается только пожелать всему научному коллективу музея, во главе с новым директором И.А. Егоровой, успешного претворения планов в жизнь, и порадоваться, что Музей В.А. Тропинина и московских художников ХVIII–ХIХ вв. живет активной творческой жизнью и по-доброму открыт всем научным и музейным проблемам современности.

Автор статьи: Поэт, академик ПАНИ С. Гусарова

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА